Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения: Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

Научно-техническое творчество студентов МГТУ получит новый импульс

26.02.2016

На кафедре электрооборудования судов МГТУ давно витает в воздухе идея создания научно-технического общества студентов и курсантов. В настоящее время она реализуется в виде организации деятельности научно-технической лаборатории. Как эта идея на практике претворяется в жизнь, каким образом инициативы студентов находят поддержку у преподавателей, об этом рассказал профессор кафедры электрооборудования судов, заместитель директора Морского института по научной работе доктор технических наук А.Б. Власов.

– Анатолий Борисович, чем будет заниматься научно-техническое общество студентов?

– Для начала я хочу сказать, что идея такого научно-технического общества является составной частью мероприятий Совета по развитию инженерного образования МГТУ.

При поступлении в университет студенты сталкиваются с многочисленными трудностями переходного процесса от школы к вузу и только к третьему курсу приобретают уверенность в своих силах. При этом оказывается, что в течение двух-трех лет они не принимают участие в научно-технических исследованиях и испытаниях, проводимых на специализированных кафедрах, в том числе из-за недостаточно тесного сотрудничества кафедр и курсантов (студентов) младших курсов, и отстраненности от научно-технической деятельности Морского института ряда общеобразовательных кафедр.

Специфика учебного процесса в Морском институте и загруженность преподавателей и вынуждает их обращаться с научно-техническими вопросами к курсантам не ранее 5-6 курсов при подготовке к дипломному проектированию, однако зачастую обнаруживается, что не только в массе курсантов, но и лучшие их представители практически "тесно" не работали с приборами, паяльниками, схемами, не решали реальных проблем.

– Что, по вашему мнению, нужно сделать для того, чтобы мотивировать студентов и курсантов к занятиям наукой?

– Должна быть выстроена определенная система, начиная с первого курса обучения. На первом курсе у них есть определенная мотивация, когда они поступали, многие хотели заняться техническим творчеством. Ко второму курсу у них другие задачи, они пытаются усложнить задачу, и если у них не пропал интерес, то появляется возможность более сложного научного творчества. Поэтому понятно, что на первом курсе никакого привлечения к научной работе быть не может, только у единиц, которые по каким-то причинам занимались научным творчеством в лицеях, школах. Наука начинается не с того, что человек пишет какой-то отчет, а с того, что он садится за паяльник и учится паять микросхему.

– На студентов каких направлений ориентировано научно-техническое общество?

– Кафедра электрооборудования судов – это своего рода перекресток. Обучение на кафедре проходят студенты всех технических специальностей и направлений. У каждой специальности есть свой блок электрических дисциплин – у судоводителей, судомехаников, технологов, студентов всех естественнонаучных направлений.

Перед нами стоит задача создать такое научное общество, такую площадку, куда могли бы приходить студенты разных увлечений. К примеру, технолог на первом курсе может увлекаться радиотехникой. Будущий радиотехник может интересоваться молекулярной физикой или биологией.

Появились такие блоки, как Arduino, позволяющие заниматься научным творчеством. В школьном курсе или в Мурманском политехническом лицее организованы кружки научно-технического творчества, где на этих блоках можно делать мини-ЭВМ. К блоку Arduino подключать можно все, вплоть до приборов GPS, различных электронных приставок.

– Какова специфика работ, которые уже сегодня выполняют студенты на кафедре электрооборудования судов?

– Под руководством заведующего кафедрой электрооборудования судов В.М. Ремезовского на кафедре проделана большая подготовительная работа по созданию специализированной лаборатории, в которой предусмотрена возможность непосредственного участия курсантов различных курсов Морского института МГТУ, студентов Мурманского морского рыбопромышленного колледжа имени И.И. Месяцева, они получают практические навыки работы с оборудованием, могут научиться начальным основам пайки, дефектации электротехнического оборудования, разработки схем и создания простейших электрических конструкций.

Силами учебно-вспомогательного состава во главе с заведующим лабораторией В.А. Мухалевым курсантам обеспечена возможность относительно свободного доступа к оборудованию для решения проблемных вопросов, формированию схем, устройств, ремонта собственных устройств и т.п.

Кафедра оснастила лабораторию многочисленным оборудованием, которое поможет курсантам максимально быстро освоить навыки начальной научной деятельности.

– Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова активно развивает космическую программу: был запущен целый ряд спутников – "Татьяна" в 2005 году, "Татьяна-2" в 2009-м, "Ютсат" в 2011-м, "Вернов" и "Нуклон" в 2014-м. На апрель 2016 года с космодрома "Восточный" запланирован запуск спутника "Ломоносов", созданного учёными совместно со студентами. Это реальный показатель научного творчества студентов. Но здесь мы понимаем, что масштаб столичного, первого университета страны и МГТУ различный. Можно ли ожидать от мурманских студентов создания каких-то прорывных технологий уже в ближайшем будущем?

– МГУ имени М.В. Ломоносова – это не просто университет, а конгломерат крупных образований научного характера, естественным образом складывавшийся на протяжении 261 года. Научные достижения МГУ не создавались мгновенно, это результат упорного труда, осуществляемого в течение столетий.

По правде говоря, сейчас нам не до сверхзадач. Сегодня перед нами стоит задача, как приобрести фольгированный текстолит, где приобрести для кафедры микросхемы, осциллограф. Мы немногое можем сделать с оборудованием, которому уже 60 лет.

В любом случае наше научно-техническое общество на кафедре электрооборудования судов будет обеспечивать моральное, идеологическое и техническое сопровождение научной работы студентов.

– Представим такую ситуацию: выпускник Мурманского политехнического лицея после поступления в МГТУ в течение четырех-пяти лет обучается в университете, занимается в научно-техническом обществе. Какого специалиста мы должны получить на выходе?

– Любая наука строится по принципу пирамиды. Наверху пирамиды – человек, который чего-то может достичь. А в основании пирамиды – люди, которые умеют делать многие вещи, они позже в своей жизни чего-то будут достигать. Сначала способности и только наверху – какие-то достижения. Зачастую выпускники даже не держали в руках паяльник, не включали осциллограф, потому что им преподаватели сами включают и выключают осциллограф.

Как правило, к нам поступает оборудование, с которым специалист не знает, как обращаться. Оборудование западных фирм поступает к нам часто без документации. Поэтому мы всегда делаем акцент на прикладное значение науки.

Поэтому если мы говорим о научно-технической лаборатории, то речь идет не о сверхзадачах, а о преемственности знаний от старшего поколения к младшему.

Перед каждым университетом стоят определенные задачи. У Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова – одни задачи, у нас – другие. Я думаю, что МГТУ больше ориентирован на подготовку морских специалистов, которые будут работать на современном оборудовании, осваивать передовые технологии. Так сложилось исторически, что специфика подготовки кадров в МГТУ по большей части связана с морепользованием.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ


Дата обновления: 17.01.17