Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения: Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

Александр Белухин предложил подземный способ хранения нефтепродуктов для проекта Мурманского транспортного узла

25.05.2016

Студент пятого курса факультета арктических технологий, обучающийся по специальности "Физические процессы горного или нефтегазового производства", Александр Белухин выполняет дипломное проектирование, тема которого связана со строительством резервуаров подземного типа для нефтеперерабатывающего завода в устье реки Лавна.

На недавно прошедшей "Школе инновационных проектов – 2016" его научно-исследовательская работа получила приз зрительских симпатий. Руководителем дипломной работы Александра Белухина является доцент кафедры механики сплошных сред и морского нефтегазового дела Ольга Викторовна Герасимова.

– С третьего курса я стал заниматься серьёзной научной работой, как раз в то время, когда появился необходимый базис знаний. По возможности я участвовал в Студенческой научно-технической конференции. В прошлом году я принял участие в международной конференции, проходящей на базе Мурманского морского биологического института, где в секции "Геология и геофизика Арктического региона" я занял первое место, – рассказывает студент.

В рамках проекта развития Мурманского транспортного узла Александр Белухин предложил использовать технологию хранения топлива в подземном резервуаре, который будет работать за счет естественного подпора воды из Кольского залива.

– Технология ранее нигде не применялась, мы предлагаем ее как новую, альтернативную, – продолжает Александр. – Резервуары будут находиться под землей и за счет трубопровода будут сообщаться с морской водой в заливе. Поскольку плотность воды больше плотности нефти, то будет реализован принцип сообщающихся сосудов с жидкостями разных плотностей.

Благодаря этой технологии будут снижены потери топлива, связанные с испарением. Следует отметить, что при хранении в резервуарах порядка 6 процентов топлива испаряется. Учитывая объем хранилища, составляющий 5000 тонн для одного резервуара, это немалая величина. Бензин и вода не будут смешиваться между собой за счет разности плотностей.

– Благодаря естественному подпору воды в процессе перекачки топлива на танкеры мы снизим энергетические затраты. Процесс изъятия топлива из резервуара будет менее энергоемкий, – поясняет Александр Белухин.

О.В. Герасимова предложила студенту в целях защиты авторских прав оформить на данную технологию патент.

– Строительство подземных резервуаров будет трудоемким и финансово затратным. Затраты будут изначально больше, чем установка простого резервуарного парка – полупогружного или поверхностного. В дальнейшем за счет снижения испарения топлива и энергозатрат на перекачивание, в связи с тем что насосы будут работать с меньшей нагрузкой, этот проект окупится, – уверен Александр.

Летом Александр Белухин планирует сделать все необходимые расчеты по данному проекту. Он будет проводить опыты, создав небольшую копию резервуара на кафедре.

– Время у меня есть до марта 2017 года, когда я выйду на защиту дипломного проекта, – говорит он.

Кроме того, впереди этим летом его ждет практика, которую он собирается пройти в ОАО "Севморнефтегеофизика". Ранее Александр практиковался на научно-исследовательском судне усиленного ледового класса "Академик Шатский", принадлежащем ОАО "Севморнефтегеофизика". В 2014 году он работал оператором сейсмостанции, собирал сейсмическую информацию на данном судне на границе Норвежского и Баренцева морей, в районе, где проходит линия разграничения морских пространств между Норвегией и Россией. Работу судно выполняло по заказу для норвежско-американского консорциума TGS-NOPEC.

– Я считаю, что арктический вектор будет преобладающим для России. Страна идет арктическим курсом. Наверное, на будущее стоит задуматься о создании международного научно-исследовательского института, который занимался бы научным обоснованием задачи комплексного освоения Арктики. А для этого надо действовать сообща. В этом смысле России хорошо бы объединить усилия с Канадой, Соединенными Штатами Америки, Норвегией и другими странами, имеющими выход в Северному Ледовитому океану, – говорит студент.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ


Дата обновления: 17.01.17