Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения: Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

Всесторонне развитая творческая личность молодого ученого формируется в аспирантуре МГТУ

16.03.2016

Магистранты, закончившие обучение в МГТУ, могут поступить в аспирантуру и таким образом продолжить получение образования. Какие мотивы двигают теми, кто поступает в аспирантуру? Как выпускнику вуза подготовиться к обучению? Сложно ли сдавать экзамены? Какие специальности сегодня пользуются наибольшей популярностью у поступающих в аспирантуру? Об этом и многом другом рассказала декан факультета подготовки кадров высшей квалификации МГТУ Наталья Степанова.

– Наталья Васильевна, как много аспирантов в настоящее время обучаются в аспирантуре? Какие специальности наиболее востребованы у молодежи?

– Сегодня в аспирантуре МГТУ учатся около 230 человек, есть также экстерны, которые прикрепляются для прохождения промежуточной аттестации, сдачи кандидатских экзаменов, подготовки диссертационной работы. Контингент достаточно большой, и мы планируем его расширять за счет технических специальностей.

В аспирантуре проводится обучение по техническим, биологическим, химическим наукам, наукам о Земле. Также представлен гуманитарно-экономический блок специальностей.

– Студенты в МГТУ начинают путь в науку, как правило, с участия в Студенческой научно-технической конференции. Просматриваются ли какие-либо закономерности, как много студентов после окончания вуза поступают в аспирантуру?

– Интерес к науке, как правило, проявляется на втором-третьем курсе. Конечно, здесь большая заслуга преподавателей в том, чтобы заинтересовать студента, показать перспективы. Когда он сам начинает проводить исследования, то понимает, что это здорово, это может принести пользу. И если у человека есть творческая жилка, он будет востребован на любом предприятии.

Когда аспирант только начинает работу над диссертацией, на мой взгляд, его научный руководитель должен проявить инициативу и направить его деятельность. А затем аспирант может пойти своим путем, наладить контакты с российскими и зарубежными коллегами, могут появиться собственные наработки. Он получает определенную свободу.

В целом потенциал у МГТУ очень хороший. Но вместе с тем в аспирантуру поступает меньше человек, чем раньше. Сказывается общая потеря интереса к науке. В университете иногда нет того оборудования, которое необходимо для проведения исследований. Требования же к аспирантам и качеству их научных исследований очень высоки.

В вузе на протяжении многих лет выстраивалась вертикаль: студенты – аспиранты – диссертационные советы – преподаватели. Для формирования этой вертикали и целенаправленной подготовки специалистов, работающих на кафедрах МГТУ, в университете функционируют два совета по защите кандидатских и докторских диссертаций: первый по специальности "Эксплуатация водного транспорта. Судовождение", второй – по специальностям "Технология мясных, молочных и рыбных продуктов" и "Процессы и аппараты пищевых производств".

– Как вы считаете, могут ли знания, полученные в аспирантуре, помочь выпускнику с открытием собственного бизнеса?

– У нас только сейчас начинает зарождаться практика, когда молодые ученые открывают малые предприятия. Во время обучения в аспирантуре на подготовку диссертационной работы уходит очень много времени. Нужно проводить большое количество экспериментов, собирать статистическую информацию, заниматься ее математической обработкой. Если человек планирует защитить диссертацию в срок обучения в аспирантуре, то у него физически не хватит времени на то, чтобы заниматься продвижением своих идей, их коммерческой реализацией, если ему никто в этом не будет помогать. Молодому ученому нужны специальные знания, навыки для открытия своего дела, требуется консультация юристов. В одиночку аспиранту справиться с этим нелегко.

Аспирантура формирует всесторонне развитую личность. С одной стороны, это получение узкоспециализированных знаний, а с другой – получение знаний по общенаучным дисциплинам, то есть универсальная подготовка. Даже если аспирант не будет работать в той отрасли, по которой он учился, знания помогут ему переквалифицироваться.

Кроме того, аспирантура дает навыки работы с информацией. В прошлом году в учебные планы аспирантов была введена новая дисциплина "Информационное обеспечение научно-исследовательской деятельности", которую ведет начальник отдела организации научно-издательской деятельности Н.А. Васильева. По мнению аспирантов, дисциплина очень помогает на ранних стадиях исследования, когда необходимость в поиске и сортировке узкоспециализированной информации особенно актуальна.

– А насколько тематика научно-исследовательских работ и диссертаций аспирантов, соискателей ученой степени увязана со спецификой экономики Мурманского региона, которая, как известно, держится на предприятиях морского транспортного комплекса, рыбной отрасли, горно-металлургического и химико-технологического кластера?

– Ученые МГТУ проводят исследования по 11 научным направлениям. Все разработки, с которыми работают наши аспиранты, предполагают внедрение на производстве. Принципиальным является акт внедрения разработки, который должен быть обязательно представлен при защите диссертаций по техническим, морским, химическим наукам, наукам о Земле.

У нас активно развивается научная школа по технологиям мясных, молочных и рыбных продуктов, процессам и аппаратам пищевых производств. Работу аспирантов в этом направлении курируют две ведущие кафедры – кафедра технологии пищевых производств и кафедра технологического и холодильного оборудования. Кроме того, в исследованиях участвуют также кафедра автоматики и вычислительной техники, кафедра математики, информационных систем и программного обеспечения, кафедра химии, кафедра микробиологии и биохимии, многие другие кафедры.

Усилия ученых направлены на то, чтобы их новые разработки имели практический выход, для чего необходимы тесные связи с предприятиями. Технологи работают с традиционным и малоиспользуемым сырьем Северного бассейна. Например, профессор Ю.В. Шокина работает со звездчатым скатом, который всегда считался несъедобным из-за наличия мочевины в его составе. Также можно сказать о наших северных ягодах: молодые ученые создают рецептуры с этим сырьем и получают совершенно другой по своему качеству продукт, который пользуется спросом.

На кафедре химии активно развиваются направления по физической химии и химическим технологиям. Из молодых ученых, не так давно получивших степень кандидата наук в этой области, нужно отметить М.В. Васеху, Ю.В. Селькину. Другое направление работы кафедры – коллоидная химия и глубокая переработка гидробионтов.

Еще одно перспективное направление работы – технологии добычи и переработки нефти и газа, реализуемое МГТУ совместно с Норвежским университетом естественных и технических наук в Трондхейме.

– Как представлены научные школы по гуманитарным наукам в МГТУ?

– В настоящее время в университете продолжаются исследования по философским, социологическим, экономическим наукам.

Если говорить о развитии школы по истории русской философии профессора В.О. Гошевского, то две аспирантки защитили диссертации весной у доктора философских наук, профессора О.Д. Мачкариной и еще две аспирантки готовятся к защите.

– Как, на ваш взгляд, можно развивать сотрудничество по подготовке кадров высшей квалификации с зарубежными вузами?

– Программы мобильности действуют давно, и МГТУ в них участвует. У нас были успешные проекты по нефтегазовым технологиям, реализуемые совместно с французской компанией "Тоталь", норвежской энергетической компанией "Статойл".

Мы должны быть самостоятельными, но вместе с тем нельзя отсекать себя от обмена технологиями. Сейчас наши аспиранты ездят за границу в основном за счет грантов.

– Какова укомплектованность кафедр МГТУ молодыми преподавательскими кадрами?

– Сейчас у нас три молодых докторанта, которые в 2017 году должны выйти на защиту диссертаций – В.И. Волченко, В.А. Похольченко и М.А. Ершов. Если говорить о докторском диссертационном совете по специальности "Эксплуатация водного транспорта. Судовождение", то нужно отметить заслуги докторанта К.В. Пеньковской.

Конечно, возраст профессорско-преподавательского состава – это проблема. Вопрос с обновлением кадров на каждой из кафедр для нас актуален.

– Каковы ваши пожелания будущим аспирантам?

– Когда выпускники вуза приходят поступать в аспирантуру, то хотелось бы, чтобы у них была уже сформирована позиция, чего бы они хотели, то есть определенность с выбором специальности. Мне очень импонируют люди, у которых есть цель, которые знают, чего они хотят получить в итоге. Поэтому прежде чем идти в аспирантуру, надо определиться с этой целью. Обучение отнимает массу времени, физических и моральных сил. При этом аспирант не может быть сам по себе. Он включен в научно-исследовательскую группу, которая работает либо в рамках госбюджетных, либо хоздоговорных работ.

Будущих аспирантов зачастую интересуют не только вступительные экзамены, но и сам процесс обучения: что они будут изучать, как они будут проводить исследования, кто будет научным руководителем... Интересует процесс подготовки и защиты диссертационной работы.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ


Дата обновления: 17.01.17