Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения: Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

Старший преподаватель Сергей Холичев создал математическую модель управления процессом швартовки судна

15.04.2016

Старший преподаватель кафедры судовождения МГТУ Сергей Холичев является соискателем ученой степени кандидата технических наук. Скоро ему предстоит защитить свою диссертацию, ставшей результатом объемной работы, продолжавшейся с 2011 года.

– Как только я закончил обучение, Юрий Иванович Юдин предложил мне устроиться на работу научным сотрудником на кафедре, и я согласился, – рассказывает Сергей Николаевич.

С.Н. Холичев написал диссертацию на тему: "Разработка эффективного управления процессом швартовки судна с использованием методов математического моделирования". Предложенный им метод швартовки судна уникален. Не случайно в 2015 году за комплекс достижений он стал победителем конкурса "Инженер года".

– Суть научной работы состоит в том, чтобы повысить безопасность швартовки судна. Природные условия на Севере сложные. Мы прекрасно понимаем, что если случится какой-то разлив нефти, то ликвидировать последствия будет проблематично, потому что нефть на морозе каменеет и превращается в цемент, который невозможно собрать. Поэтому я предлагаю способ повышения безопасности швартовки с целью недопущения аварийных ситуаций, по крайней мере, случающихся из-за навала одного судна на другое, – отмечает Сергей Николаевич.

На способ управления швартовкой на разные виды операций получено уже несколько патентов. Это, в частности, патенты на швартовные операции для судов, находящихся в открытом море, стоящих у причала, находящихся в дрейфе. В каждом из этих случаев есть свои тонкости.

В предложенном соискателем способе используются данные спутниковой навигационной системы ГЛОНАСС.

– Совершенствование способов выполнения швартовной операции к борту судна-партнера следует начать с применения новейших компьютерных средств, которые надежно зарекомендовали себя в судовождении. В первую очередь речь идет о спутниковых приемоиндикаторах на базе навигационных спутниковых систем GPS и ГЛОНАСС, – рассказывает С.Н. Холичев.

Сергей Николаевич создал математическую модель судна, которая позволяет штурману оценить в компьютерной программе адекватность какого-либо маневра в море.

– К примеру, у нас есть натурный эксперимент. Судно с определенными оборотами двигателя прошло по некоторой траектории. Мы закладываем эти параметры в программу и смотрим, что если судно прошло по тем же координатам, что и в реальности, значит модель адекватная, и ее можно использовать для испытаний. Прежде чем пользоваться математической моделью, надо сравнить ее с реальными условиями, – подчеркивает Холичев.

Он считает, что в будущем роль беспилотного морского транспорта будет усиливаться. Сегодня такой транспорт активно развивается по всему миру, на новые разработки выделяются большие гранты. Запатентованные на кафедре судовождения способы управления судном могут расширить возможности автоматических систем.

Таким образом, благодаря исследованиям С.Н. Холичева достигается уменьшение вероятности влияния человеческого фактора на те или иные операции в море. Ведь автоматика на морском транспорте некоторые действия сделает более надежно, чем человек. Вместе с тем в сложных погодных условиях человек будет незаменим.

– При большой качке, к примеру, лучше будет, если управление возьмет на себя штурман, – говорит Холичев.

По его мнению, изучение влияния таких факторов на судно может послужить пищей для дальнейших исследований, направленных на повышение надежности работы систем автоматики.

Для недопущения аварийных ситуаций на море нужно готовить специалистов, приближенных к работе в реальных условиях. Если у них есть возможность пройти тренировку на компьютерных моделях, подобных той, что предложил молодой соискатель, то это положительным образом скажется на опыте будущих судоводителей.

Однако прежде чем внедрить на морском транспорте предложенные способы управления швартовкой, предстоит провести более широкие натурные испытания, уверен Сергей Николаевич.

– Это очень дорого. Мы свои предложения мурманским компаниям делаем. Некоторые из них заинтересованы в научно-исследовательской работе по данной тематике, – резюмирует Холичев.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ


Дата обновления: 17.01.17