Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения: Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

Аспирант Евгений Греков – о пользе обучения в аспирантуре

11.03.2016

Аспирант, ассистент кафедры технической механики и инженерной графики МГТУ Евгений Греков оптимистично смотрит на будущее высшего профессионального технического образования, вместе с тем он понимает, что подготовка специалистов данного профиля – дело весьма непростое. Будучи сам "технарем" по образованию, он советует тем студентам, которые выбрали инженерные профессии, больше внимания уделять изучению таких фундаментальных дисциплин, как физика, теоретическая механика, высшая математика, без которых, собственно, в наши дни нельзя представить себе ни одно изобретение.

О том, как студент может психологически подготовиться к обучению в аспирантуре, нюансах подготовки инженеров и о многом другом рассказал Е.О. Греков.

– Евгений Олегович, по образованию вы – "технарь", сейчас работаете преподавателем. Кто-то помогал вам с выбором профессии?

– У меня интерес к машинам и механизмам начался с автомобилей. Но если говорить о том, кто на меня повлиял больше всего, то это доктор технических наук Александр Иванович Прыгунов, бывший заведующий кафедрой технической механики и инженерной графики МГТУ. Он – светило науки, видный и известный в мире ученый, автор научной школы. В свое время А.И. Прыгунов баллотировался на должность ректора университета.

Мне всегда нравилось, как он преподносил знания, как рассказывал о машинах и механизмах, о шестеренках и прочих элементах. С тех пор меня привлекают различные механизмы и технические устройства.

В МГТУ я получил образование по двум специальностям: "Машины и аппараты пищевых производств" и "Технологические машины и оборудование". По второму направлению я обучался в Институте дистанционного обучения.

Являясь по образованию специалистом в области пищевых машин, я работаю на кафедре технической механики и инженерной графики. Практически все пищевые машины устроены по одним и тем же принципам. Все они имеют шестеренки и прочие элементы. Возьмём, к примеру, редуктор от ленточного конвейера. Ленточный конвейер, как правило, используется при упаковке товаров – мотор быстро вращает вал, лента должна двигаться медленно. И редуктор, соответственно, преобразовывает большую скорость в маленькую. В пищевых машинах задействованы цепные, ременные передачи.

Большое влияние также оказала на меня преподаватель, ведущая дисциплину "Сопротивление материалов", Инна Анатольевна Курносова. Многое, действительно, зависит от того, как преподаватель ведет предмет.

– Как, по вашему мнению, можно привлечь внимание молодежи к техническим специальностям?

– Конечно, хотелось бы привлечь больше абитуриентов к поступлению на естественнонаучные и технические специальности. Вместе с тем экономике нужны специалисты по юридическим, гуманитарным профессиям. Но для подъёма промышленности страны нужно наращивать подготовку инженеров.

– Учиться на "технаря" очень сложно. Что посоветуете студентам, нацеленным на освоение учебных дисциплин?

– Не случайно говорится, что математика – это царица наук. Спроектировать редуктор – задача сложная. Да, сложно производить расчеты с использованием формул и уравнений. Еще сложнее изобрести что-то полезное для людей. Здесь нужно терпение и способности, а все остальное приложится.

– Что вы посоветуете тем абитуриентам МГТУ, которые пожелают поступить на технические специальности?

– Их ждут приятные сложности. Мы прекрасно понимаем, что в жизни ничего не дается легко. Все считают: можно пойти по простой дорожке. Но если у нас все пойдут по простой дорожке, то промышленность не будет развиваться. Воспитывать и готовить "технарей" – это основная задача университета. Да, это трудно, но вместе с тем это надо делать. Инженеры, которых готовит МГТУ, могут работать в конструкторских бюро, на предприятиях и на заводах. Выпускники Морского института ходят в море на судах рыбопромыслового, торгового, нефтегазового флотов.

Если посмотреть на вещи в глобальной перспективе, то мы видим, что в настоящее время сложилась сложная политическая ситуация. Беда в том, что многое из того, что мы могли бы произвести сами, в России, закупается за границей. Конечно, нельзя исключать, что ничего не делается по части импортозамещения. Но Китай, к примеру, многое производит собственными силами. А ведь Россия всегда была богата на талантливых, способных инженеров. Китай уже нас обошел по некоторым показателям промышленного производства, и России надо срочно и быстро наверстывать научно-технический потенциал.

– Вместе с тем, известно, что есть и проблемы с трудоустройством инженеров.

– К сожалению, при всей емкости рынка труда имеется не так много рабочих мест, где инженеры могут трудоустроиться. Ранее в Мурманске был сильный траловый флот, сейчас ситуация не такая обнадеживающая. Есть проблемы с обновлением судов рыбопромыслового флота. Частные владельцы вкладывают средства в обновление флота, но это должна быть системная работа. Инженеры могут устроиться на работу на судоремонтных заводах Мурманской области, пищевых предприятиях, предприятиях транспортного комплекса, горно-металлургического и химико-технологического кластера, которые представлены в Заполярье.

– Вы ведете дисциплины "Теоретическая механика", "Сопротивление материалов", "Механика", "Теория механизмов и машин". Каким образом можно мотивировать курсантов и студентов в процессе изучения этих сложнейших предметов?

– У меня индивидуальный подход к студентам, в то же время я обращаю внимание на всю группу в целом. Экзамена студенты боятся как смерти, особенно по сопротивлению материалов. Но сопромат – это основа для "технаря". Если неправильно рассчитать фундамент здания, то оно рухнет.

Мотивировать студентов можно по-разному, например, можно делать "разрядку". Я могу студентам, курсантам привести цитаты великих людей – что-то из мира науки, что-то развлекательное. Это помогает сделать атмосферу занятия неформальной и располагающей для впитывания знаний.

Мне помогают методы преподавания Александра Ивановича Прыгунова. Но многое зависит от контингента, которому я читаю лекции или с которым провожу практические занятия.

– Какова роль кафедры технической механики и инженерной графики в подготовке технических специалистов в МГТУ?

– Наша кафедра – одна из основополагающих, наряду с кафедрами химии, физики. Техническая механика нужна будущим инженерам, которые непосредственно будут работать с приборами и устройствами. Наша кафедра – одна из немногих, через которую так или иначе проходят все будущие инженеры.

– Как называется тема вашей диссертации?

– Работа над диссертацией "Разработка установки по переработке хрящевых рыб Северного бассейна" практически завершена. Среди хрящевых рыб акцент сделан на звездчатый скат. Наша задача – провести апробацию установки на хрящевых рыбах, а затем можно ее перепрофилировать. Я работаю с доцентом кафедры технологического и холодильного оборудования Ольгой Алексеевной Голубевой и с профессором кафедры технологии пищевых производств Юлией Валерьевной Шокиной.

Установка имеет цилиндрическую форму, это поршневой экструдер. Есть пищевая продукция, которую получают путем экструзии, когда сырье продавливается через формирующее отверстие в экструдере. Моя установка экономична. При использовании этой установки минуются некоторые ступени производства. Нам нет нужды в размораживании, мойке сырья. Мороженое рыбное сырье можно продавливать через экструдер. Можно использовать и охлажденное сырье. Установка, другими словами, универсальная.

Патент на полезную модель уже получен. Мы готовим документы на получение патента на форму измельчающих отверстий, третий патент планируем получить на промышленный образец.

– Что вы посоветуете студентам, которые хотят стать аспирантами? На развитие каких личных качеств аспирантам нужно обращать внимание?

– Аспирант во время обучения предоставлен сам себе, и это капитально расслабляет. Но обучение в аспирантуре полезно. Во-первых, неизвестно, как повернется жизнь в будущем. Имея ученую степень, можно пойти преподавать, и без куска хлеба не останешься. Плюс стипендия аспиранта составляет примерно 8500 рублей в месяц. Но главная мотивация – идейная, то, ради чего выпускник университета идет учиться в аспирантуре. Сегодня статус преподавателя университета достаточно высок, и никто не отменял социальные гарантии.

Но защитить диссертацию на соискание ученой степени кандидата наук очень сложно. Можно поступить, сдать вступительные экзамены, но потом надо готовиться к сдаче кандидатского экзамена по иностранному языку, истории философии и науки, а также по дисциплине. Все это требует тщательной подготовки. Тем, кто ищет легких путей, в аспирантуре делать нечего. Но для тех, кто заинтересован в успехе, кто хочет повоевать с самим собой, со своим "эго", поучиться в аспирантуре будет полезно.

Нужно учитывать и то, что для "технарей", обучающихся в аспирантуре, надо не только написать научную работу, но и изготовить устройство. При этом надо не забывать публиковать статьи в рецензируемых научных журналах, включённых Высшей аттестационной комиссией России в список изданий, рекомендуемых для опубликования основных научных результатов диссертации на соискание учёной степени. Это колоссально сложно. Но в этом есть своя романтика, разумеется.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ


Дата обновления: 17.01.17