Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения: Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

Выпускник МГТУ знает, как увеличить срок службы судовых двигателей

04.03.2016

Выпускник 2016 года Морского института МГТУ специальности "Эксплуатация судовых энергетических установок" Артем Реутов разработал метод измерения крутильных колебаний судовых двигателей.

Что и говорить, бессонные ночи не прошли для него безрезультатно. Наука для Артема имеет больше прикладное, нежели теоретическое значение. Формулы и математические выкладки только тогда имеют смысл, когда с их помощью можно создать прибор, который будет полезен для людей. Зачем сотрясать воздух, когда можно создать устройство, которое можно применить в промышленности? Что и было, собственно, сделано Артемом за достаточно короткий срок. Выпускник рассказал нам о своем понимании науки как творческой деятельности и о том, почему он так сильно влюбился в море, без которого сегодня не мыслит свою жизнь.

– В чем заключается прикладное значение созданного вами прибора?

– Устройство, измеряющее крутильные колебания, будет применено при диагностике неисправностей валопроводов двигателей морских судов. Мною создан прибор, который измеряет крутильные колебания дискретным способом. Цифровой, то есть дискретный, метод измерения лучше аналогового тем, что точность сигнала гораздо выше.

К слову сказать, существуют разные методы измерений крутильных колебаний. Среди цифровых методов – измерения, когда на конец коленчатого вала закрепляется энергосъёмное устройство. Но поскольку двигатель, на котором я работаю, устаревший, то я выполняю замеры непосредственно на маховике.

Это рабочий двигатель и курсанты могут проводить измерения на нем. Метод изначально заключался в измерении крутильных колебаний на торце коленчатого вала. А потом я остановился на ленте или дифракционной решетке. Это черно-белая линия типа "зебра", закрепляемая на маховике. И получился универсальный прибор. Мое устройство применимо к судовому валопроводу. Мне подсказал опыт военных кораблей, где валопровод весьма длинный. Эту ленту можно нанести на вал, тем самым можно измерять состояние демпферов, подшипников, которые смягчают работу двигателя.

– Какой тип двигателя задействован в научной работе?

– Это двигатель 3 NVD мощностью 63 лошадиных сил. Он 1963 года выпуска, произведен в Германской Демократической Республике. Я также испытывал свое устройство на электродвигателях в лаборатории электротехники. Если на кафедре судовых энергетических установок измерения проводились на скорости вращения 130 оборотов в минуту, то на машинах в лаборатории электротехники я испытывал двигатель на скорости вращения 1500-3000 оборотов в минуту. По моим подсчетам, это не предел. Можно рискнуть и провести опыт измерения крутильных колебаний на скорости до 5000 оборотов в минуту.

Мое устройство хорошо подходит для низкооборотных двигателей. На рыбопромысловых судах высокооборотные двигатели, как правило, не применяются.

– Теоретическая наука вас вообще не привлекает?

– Не особо. Конечно, перед тем как собрать устройство, мне пришлось формулы выводить. На самом деле, подобные приборы производятся, но они очень дорогостоящие. И ни один разработчик не раскроет секретов. Все равно мне пришлось все с нуля делать.

Мое устройство больше связано с механикой. Но разбираться в языке программирования "Си ++" мне тоже пришлось.

Я работаю с программным обеспечением Matlab, Mathcad. Сам прибор запрограммирован таким образом, что можно работать в любом приложении. Если есть потоки данных, то графики можно построить в любой программе.

Прибор получился дешевым. Закуплена микросхема, то есть микроконтроллер или блок управления, он выполнен на основе блока Arduino. Дисплей я вообще взял от старого мобильного телефона. Датчик, оптическая пара, усилитель сигнала – все это было спаяно.

– Почему вы выбрали морскую специальность? Как много раз ходили в море?

– У меня за плечами 28 месяцев плавания, я ходил в море на рыбопромысловых, транспортных судах, военных кораблях. На большом противолодочном корабле "Вице-адмирал флота Кулаков" я совершил поход в Сомали в 2012 году.

– Что вас больше привлекает – военная служба или работа на рыбопромысловых судах? Кем вы себя видите после окончания университета?

– Я вижу себя в море. Я хочу ходить на рыбопромысловых судах. Мне поступило много предложений о работе, в том числе от 35-го судоремонтного завода. Но на берегу я не хочу работать. Я учился шесть лет в МГТУ не для того, чтобы на берегу сидеть. Да, в море тоже зарплата не столь высокая, хотелось бы больше, но ведь и всех денег не заработаешь! Надо найти то место, где есть перспективы карьерного роста, где можно реализовывать свои амбиции.

– В вашей семье есть моряки?

– У меня в роду нет моряков. Я первый заинтересовался морской профессией. После окончания МГТУ и получения рабочего диплома я могу устроиться на судне четвертым механиком. У меня также есть дополнительная специальность сварщика, на которую я учился в Мурманском морском торговом порту.

– Будете ли вы патентовать прибор для измерения крутильных колебаний двигателя?

– По юридическим вопросам регистрации авторских прав меня консультирует доцент кафедры гражданского и корпоративного права МГТУ Майя Евгеньевна Панкратова. Но у меня не было времени для того, чтобы предметно заниматься этим.

Научную работу я выполнил всего за месяц. Теоретическая часть подготовки – это мое обучение в МГТУ, а практическая часть – изготовление прибора – заняло около месяца. В дальнейшем прибор будет в море дорабатываться, я буду проводить его апробацию на действующих механизмах. На самом деле, есть очень мало исследований крутильных колебаний двигателей. Созданные до меня методы измерения крутильных колебаний могут иметь погрешности, они нуждаются в доработке.

– Может ли устройство помочь в увеличении срока эксплуатации судовых двигателей?

– Устройство может предотвратить аварийные ситуации, выход из строя самого двигателя. С помощью устройства можно диагностировать состояние опорных подшипников, различных демпфирующих устройств валопроводов. Также мы можем проверять вал на скручивание металла. В 2015 году на одном из морских судов мурманской компании произошла авария – оторвался балансировочный груз от вала. Двигатель пришлось заглушить, устранили проблему в море.

Мое устройство позволит увеличить ресурс работы судовых двигателей. Лучше поменять опорный подшипник, чем менять отрезок вала. Стоимость ремонта будет ниже в этом случае.

Возвращаясь к теме научной работы, я могу сказать, что досконально не занимался вопросом крутильных колебаний, поскольку передо мной была поставлена определенная задача: разработка способа измерений. Тема моей дипломной работы звучит так: "Разработка метода измерения крутильных колебаний судовых двигателей". И эту тему я выбрал, поскольку она имеет прикладное значение.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ


Дата обновления: 17.01.17