Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения: Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

НПК с международным участием «Проблемы правового регулирования использования морских районов в Арктическом регионе и пути их решения»

10.01.2017

Научно-практическая конференция с международным участием "Проблемы правового регулирования использования морских районов в Арктическом регионе и пути их решения" проходила в МГТУ c 07 по 09 декабря 2016 года.

В результате проведенной научно-практической конференции были сформулированы следующие основные выводы.
1. Основы современного правового режима Арктики были заложены во второй половине XIX в. после заключения ряда двусторонних соглашений и договоров. С течением времени в Арктике фактически размежевались сферы интересов государств, имеющих северные полярные побережья. Россия начала официально заявлять свои права на северные земли и моря еще в XVI в. Московское правительство в XVI – XVII вв. исключительно в зависимости от своих политических соображений устанавливало режим мореплавания по Карскому морю для всех направлявшихся туда торговых судов. Основы современного правового режима Арктики были заложены во второй половине XIX в. после заключения ряда двусторонних соглашений и договоров.

В силу своего географического положения и исторических причин арктические страны традиционно исходят из наличия у них особых преимущественных прав при использовании пространств этого региона. Такой подход нашел отражение в секторальной теории (концепция "полярных секторов"), согласно которой каждое арктическое государство обладает особыми правами в своем полярном секторе – треугольнике, основанием которого является побережье соответствующего государства, а сторонами – линии, проходящие по меридианам к Северному полюсу.

Вопрос о правовом режиме арктических морей решается в отношении каждого моря особо, исходя из действующих международно-правовых норм, фактически сложившегося и имеющего многолетнее применение и признание порядка, из соображений географических, политических, экономических и иных, определяющих правовой режим того или иного арктического морского пространства.

Государствам – членам Арктического совета удалось отстоять принцип, согласно которому все субстантивные решения, касающиеся Арктики, будут приниматься самими арктическими государствами, а наблюдатели и кандидаты в наблюдатели Арктического совета будут уважать и соблюдать суверенитет, суверенные права и юрисдикцию арктических государств в Арктике.

2. Как показал проведенный анализ, Северный морской путь имеет стратегическое значение для прибрежных государств, расположенных на Северном Ледовитом океане. Исторически сложившийся в основе своей правовой режим Северного морского пути наилучшим образом обеспечивает в современных условиях такие важные составляющие интересов России – крупнейшей арктической державы, как безопасность полярного мореплавания и сохранение уникальной арктической природной среды от загрязнения, способствуя одновременно выполнению взятых на себя Россией международных обязательств. Этот же режим объективно востребован при решении долгосрочных задач по защите геополитических интересов России в Арктике, неприкосновенности полярных границ России, обеспечении национальных экономических и политических интересов страны.
Морской транспорт в северных широтах Арктической зоны является в настоящее время практически безальтернативным и наиболее эффективным способом завоза техники и технологического оборудования, энергоносителей, промышленных товаров, продовольствия, необходимых для функционирования территориально-производственных комплексов, расположенных в прибрежной зоне арктических морей.

3. Для России контроль над Северным морским путем необходим для функционирования системы снабжения северных регионов
страны и осуществления перемещений по двум основным по силе флотам России – Тихоокеанскому и Северному. Учитывая, что Северный морской путь является национальным транспортным путем России в Арктике, целесообразно укрепить существующий правовой режим Северного морского пути в целях обеспечения экономических, политических и оборонных интересов России.
При этом ключевыми на ближайшую перспективу для России остаются проблемы развития экономики, и в частности транспорта. Для экспорта энергоносителей только морской транспорт может обеспечить "политическую независимость" отгрузок и гибкость в географии поставок. Северный морской путь не потеряет поэтому своего значения в обозримом будущем, тем более для перевозки массовых грузов. Доставка грузов Северным морским путем, кроме выигрыша в расстоянии, времени и т.д., может обеспечивать надежность и устойчивость морских перевозок в экономическом, политическом и военном отношении.
Полагаем, что наиболее благоприятным и результативным продолжением договорного процесса по вопросам правового режима Арктики должно быть воплощение намерений и заявлений, выраженных в многочисленных декларациях, в договорные нормы, которые будут обладать юридически обязательной силой международного договора для его участников. Именно международные договоры, принятые по вопросам международно-правового регулирования правоотношений, связанных с деятельностью государств в Арктическом регионе, могут стать залогом стабильности правового регулирования сотрудничества государств в Арктическом регионе.

4. Проведенное исследование выявило, что Арктика является привлекательным для осуществления инвестиционных проектов, в частности в сфере разработки и добычи полезных ископаемых, строительства инфраструктурных объектов, рыболовства, туризма. Между тем, данные проекты будут трудоемкими, долгосрочными, затратными и высоко рисковыми в силу происходящих климатических изменений, сложных географических и климатических условий, неразвитости инфраструктуры и ряда других факторов. Это обусловливает необходимость правового обеспечения особого инвестиционного режима арктических территорий.
Кроме того, Арктический регион является зоной стратегического интереса государства, в связи с чем государственное регулирование инвестиционной деятельности на территории Арктического региона имеет принципиальное значение. Наличие публичного интереса в осуществлении инвестиционных проектов на данной территории обусловливает необходимость сочетания мер стимулирующего и ограничительного характера в государственном регулировании.
Как представляется, наиболее перспективной формой осуществления инвестиционных проектов в Арктическом регионе является государственно-частное партнерство (концессионные соглашения, соглашения о разделе продукции, особые экономические зоны и др.). Данная форма инвестиционной деятельности в полной мере позволяет удовлетворить как публичные, так и частные интересы инвесторов.

5. В ходе проведенного анализа проблем в области регулирования правового режима морских пространств Арктики были сформулированы предложения по их разрешению, которые в обобщенном виде могут быть сведены к следующим основным позициям.
1) на уровне международного договора между арктическими государствами (Российской Федерацией, США, Канадой, Данией и Норвегией) необходимо закрепить правовое оформление концепции "арктических полярных секторов", сущность которой заключается в том, что все земли и острова в пределах сектора считаются входящими в состав территории этого государства. Одно¬временно прибрежным государством резервируется право провозглашать су¬веренитет на все земли и острова, которые могут быть открыты там в будущем. Это позволит опередить пределы полярных секторов арктических государств, их целевую юрисдикцию (прежде всего в целях защиты высоко уязвимой арктической окружающей среды, сохранения биологического разнообразия);

2) в настоящее время назрели условия для усиления правового регулирования в области арктической деятельности с учетом особенностей природопользования в Арктической зоне России. Для этого необходимо разработать и принять единый Федеральный закон "Об Арктической зоне Российской Федерации", уточняющий географические границы Арктической зоны с перечнем и статусом муниципальных образований, входящих в ее пределы. В нем необходимо закрепить принципы, направленные на поддержку социально-экономического развития Арктики, которые позволят решить проблему дефицита трудовых ресурсов в Арктической зоне России, обеспечат приток в макрорегион наиболее подготовленных кадров и молодежи. Также принятие данного нормативного акта позволит обеспечить нормативные, правовые и институциональные условия для долгосрочного устойчивого экономического развития Арктической зоны Российской Федерации с сохранением природных экосистем и создает базу для дальнейшего развития арктического законодательства, внесения изменений в действующие нормативно-правовые акты;

3) при решении исследовательских и практических задач развития российского Севера Арктики целесообразно обратиться к опыту зарубежных стран по поддержке своих северных и арктических территорий. Необходимо усилить реальную поддержку и протекционизм в развитии Севера и Арктики со стороны государства, в том числе на основе Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной экономической безопасности на период до 2020 года. Для защиты национальных интересов и суверенитета в акватории Северного морского пути целесообразно дополнить принятые ранее меры организационно-правового государственного регулирования реальными мероприятиями по развитию портовой и транспортной инфраструктуры, метеорологического и гидрографического обеспечения, системы страхования судов и грузов. Федеральным органам власти и ведомствам необходимо:
– продолжить работы по ликвидации накопленного экологического ущерба на арктических территориях;
– наделить региональные органы исполнительной власти полномочиями по определению мероприятий, на которые будут использоваться средства консолидированной субсидии в сфере природопользования и охраны окружающей среды;
– провести корректировку Федеральной целевой программы "Охрана окружающей среды" для усиления в них регионального аспекта в соответствии с целями Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года;

4) на международном уровне следует продолжение проведения в России регулярных Международных Евро-Азиатских конференций по транспорту в целях, в частности, закрепления статуса Северного морского пути как самостоятельного Евро-Азиатского транспортного коридора и включения его в единую международную сеть транспортных коридоров;

5) наиболее перспективной формой осуществления инвестиционных проектов в Арктическом регионе должно стать государственно-частное партнерство (концессионные соглашения, соглашения о разделе продукции, особые экономические зоны и др.). Данная форма инвестиционной деятельности в полной мере позволяет удовлетворить как публичные, так и частные интересы инвесторов.

Полагаем, что реализация указанных мер на национальном и международном уровнях, несомненно, будет способствовать развитию Северного морского пути как международного Евроарктического транспортного коридора.
Таким образом, проблема окончательного определения северной границы Арктической зоны и формирование нормативно-правового регулирования в Арктической зоне России является важной задачей государственной политики. От того, на основе каких принципов получат свое окончательное закрепление границы Арктической зоны России, каким образом будет сформировано нормативно-правовое регулирование, во многом зависит как развитие нашей страны, так и сохранение хрупких экосистем Арктического региона.

Контакты программного комитета:
Панкратова Майя Евгеньевна

Аллояров Константин Борисович

тел.: 8(815-2) 40-34-34
e-mail: alloyarovkb@mstu.edu.ru