Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения: Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

Артём Петров: все преодолимо, главное – постоянно развиваться в личностном и профессиональном плане

06.02.2020

Героем очередной публикации цикла "Наука в МГТУ" стал аспирант кафедры технологии материалов и судоремонта Института "Морская академия" Мурманского государственного технического университета Артем Петров. Окончив университет и получив ценные практические навыки, он начал работать непосредственно по профессии. Это и побудило его вернуться в родные стены МГТУ, чтобы продолжить обучение в аспирантуре. Сегодня Артём расскажет, чем именно он занимается, как развиваются технические специальности, как изменились технологии судостроительства в наши дни.

– Расскажите о себе и о своих научных интересах в целом.

– Я родился в Мурманске, окончил МГТУ в 2013 году по специальности "Судовые энергетические установки". Практически сразу после окончания университета начал работать в сфере обслуживания и ремонта судов, в том числе выполнения проектов ремонта и переоборудования судов. С ростом квалификации и опыта в этой сфере, меня начали привлекать в качестве эксперта для решения спорных ситуаций касательно страховых случаев поврежденных судов, оценки качества выполненного ремонта и обязательств подрядчиками по договорам поставки снабжения и ремонта судов.

В процессе общения с коллегами и судовладельцами я всегда интересовался их мнением в отношении принятой практики, нововведений и возможных проблем отечественного сектора эксплуатации флота. Ввиду того, что любые операции, связанные с судном, независимо от года постройки и типа, являются достаточно трудоемкими и ответственными, всем участникам необходимо вести жесткий контроль документации на всех этапах ее подготовки и выпуска. Как специалист, участвующий в этом, я стараюсь автоматизировать процесс создания этих документов, так как это, прежде всего, сведет вероятность ошибки к минимуму и позволит сократить общее время, потраченное на разработку. Несомненно, это позволит уменьшить расходы, связанные с простоем судна. В этом немаловажную роль играют системы автоматизации на судах, САПР (системы автоматизированного проектирования), программы, а также ряд специализированных компьютерных программ.

В целом, мои научные интересы связаны с разработкой новых и модернизации существующих методик автоматизации операций, происходящих во время эксплуатации судна и выпуска сопутствующей документации для минимизации влияния "человеческого фактора" и снижения затрат – как времени, так и финансов.

– Расскажите подробнее о самом значимом для вас проекте за последнее время.

– С начала учебного года при содействии коллег по кафедре мной были разработаны две компьютерные программы, включающие в себя методические рекомендации по работе и теоретическую базу. Они полностью адаптированы под современное программное обеспечение и позволяют использовать их как в учебных целях, так и в реальных условиях разработки технической документации. В настоящее время обе – в процессе получения свидетельства о регистрации.

Особенно хотелось бы отметить последнюю программу, позволяющую рассчитывать количество и характеристики необходимого вспомогательного оборудования на судах для соответствия правилам РМРС (Российский морской регистр судоходства), в зависимости от их валовой вместимости, ледового класса и текущего оснащения.

Этот проект мы выполняли вместе со студентами старших курсов. В процессе создания мы обсуждали точки зрения в отношении функциональности, дизайна и общего алгоритма работы. Обменивались мнениями, как можно улучшить и расширить функционал для применения в учебных и прикладных задачах. Мне было очень приятно работать со студентами в условиях реального проекта, и могу с уверенностью сказать, что они станут грамотными специалистами, способными к аналитическому мышлению и решению поставленных задач, даже самых нетривиальных.

– Есть ли у этого проекта предыстория? Возможно, вам хочется рассказать о партнерах, с которыми вы над ним работали?

– В процессе работы с судами инженеры постоянно контактируют с инспекторами РМРС, которые оценивают качество разработанной судовой документации и инженерных решений в соответствии с установленными правилами. Необходимо следовать действующим правилам в отношении пожарной безопасности, корпусной части, электрооборудования и т.д. Также стоит учесть, что для разных типов и размеров судов правила могут отличаться. Начинающему разработчику бывает сложно разобраться в совокупности требований, поэтому нами была предложена идея по систематизации требований в отношении отдельных типов судов, которая помогла бы студентам разобраться в общем алгоритме необходимых действий по разработке технической документации.

Особенно хочется отметить помощь инспекторов Российского морского регистра судоходства в консультациях и пояснении некоторых вопросов, несмотря на их чрезвычайно динамичный ритм работы.

– Читателям будет интересно узнать, как вы пришли в науку. Возможно, были какие-то сложности в начале вашего профессионального пути?

– Наукой я начал интересоваться еще в процессе обучения в университете. Всегда было интересно разобраться в каком-либо вопросе, услышать мнение более квалифицированных специалистов, представить свой взгляд на возможное решение поставленной задачи. К тому же, на выпускающей Кафедре технологии материалов и судоремонта были созданы все необходимые условия для возможности проведения различных исследований. Здесь это позволяет делать не только оборудование, но и, самое главное, специалисты, которые никогда не отказывали мне в разъяснении интересующих вопросов.

Сложности, несомненно, были. Особенно к моменту поступления в аспирантуру. Я не был точно уверен, соответствует ли выбранная мной тема требованиям и будет ли она актуальной к моменту завершения обучения, смогу ли я успешно сдать вступительные испытания. После поступления возникали сложности в написании первых научных публикаций, так как еще недостаточно был сформирован навык написания и оформления научных статей. Но могу сказать однозначно – все преодолимо, главное постоянно развиваться, как в личностном, так и в профессиональном плане, и все получится!

– Без чьей помощи вы не смогли бы добиться успехов на выбранном поприще? Кто внес особенный вклад в становление вас как ученого и профессионала?

– Путевку в науку и всестороннюю поддержку мне подарила мой научный руководитель – кандидат технических наук, профессор Людмила Сандуовна Баева. Несмотря на всестороннюю занятость (она является заведующей кафедрой технологии материалов и судоремонта и директором института "Морская академия"), Людмила Сандуовна всегда находит время выслушать, проконсультировать и направить идеи для будущих проектов в правильное русло. Как прекрасный специалист и управленец, она всегда предоставит возможность получить мотивацию и желание стремиться вперед.

Также нельзя не упомянуть всех сотрудников кафедры технологии материалов и судоремонта МГТУ, которые нередко оказывают помощь в проведении исследований и подготовке публикаций. Пожалуй, я не знаю ни одного студента или аспиранта, которому бы персонал кафедры не стремился искренне помочь в освоении дисциплин. Благодаря замечательному коллективу, на кафедре всегда царит дружеская и в то же время профессиональная атмосфера. Если абитуриент захочет стать серьезным специалистом, кафедра приложит все усилия, чтобы поспособствовать этому.

– Расскажите, что вы считаете своим самым главным достижением за время работы в университете и в науке в целом.

– Главным достижением я считаю возможность использовать разработанные нами методики в прикладных и учебных целях. Качество разработанных кафедрой программ отметили крупные судостроительные предприятия Мурманской области, наши работы участвовали на международных выставках-презентациях учебно-методических изданий, были удостоены звания "Лучшее учебно-методическое издание в отрасли", выступали на научных форумах, публиковались в престижных изданиях, входящих в перечень ВАК России, WebofScience (CoreCollection) и Scopus.

Также нельзя не отметить возможность вовлечения студентов в научные изыскания. Их усердие и заинтересованность в современных проблемах судостроения и судоремонта, взгляд на возможное решение тех или иных задач позволяют быть уверенным в том, что нехватки научных кадров в ближайшее десятилетие точно не будет.

– Сложно ли совмещать активную научную деятельность с повседневными делами (заботой о близких, отдыхом)?

– Конечно, существуют различные сложности в процессе совмещения научной деятельности с другими делами, однако с развитием современных технологий все стало гораздо проще. Даже находясь на отдыхе, в командировке или в дороге, всегда есть возможность обменяться информацией, связаться с другими людьми.

Даже не представляю, насколько раньше было сложно вести научную либо другую профессиональную деятельность без применения электронной почты, мобильных телефонов и справочной информации из интернета. Технологии в разы ускорили возможность обмена информацией и доступа к ней.

– К чему вы всегда стремились в своей работе? Есть ли новые цели? Поделитесь своими профессиональными планами на будущее!

– Я всегда стремлюсь к актуализации информации, с которой работаю. Также для меня важно следить за современными научными достижениями в области судостроения и судоремонта. Все развивается стремительно, постоянно появляются новые материалы, новые энергосберегающие технологии и возможности автоматизации процессов. Причем, если говорить об эксплуатации флота, требования по безопасности мореплавания и экологии всегда требуют от специалиста быть в курсе последних мировых нововведений и применяемых технологий.

Ввиду того, что сейчас масштабно реализуется проекты по развитию Арктики и импортозамещению, я планирую разобраться в вопросах реверс-инжиниринга и возможности применения этой технологии с целью оперативного восстановления работоспособности механизмов при невозможности доставки оригинальных запасных частей, в том числе в отдаленные районы.

В отношении образовательной деятельности – планирую рассмотреть внедрение зарубежного опыта виртуальной и дополненной реальностей в процесс обучения, а именно в изучение работы и способов восстановления механизмов.