Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения: Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

«Настало время прагматичных подходов и рациональных решений на условиях равного партнерства»

04.07.2017

Ректор МГТУ Сергей Агарков выступил с инициативой создания в Мурманской области крупного научно-образовательного университетского комплекса – Мурманский арктический государственный технологический университет, с присвоением ему имени легендарного советского исследователя Арктики, дважды Герой Советского Союза, контр-адмирала, доктора географических наук Ивана Дмитриевич Папанина – ФГБОУ ВО «МАГТУ» им. И.Д. Папанина.

Как сообщалось ранее, с 29 июня 2017 года ФГБОУ ВО «Мурманский государственный технический университет» перешел в ведомственное подчинение Министерства образования и науки Российской Федерации (распоряжение Правительства РФ от 08.04.2017г. № 647-р, приказ Минобрнауки РФ от 09.06.2017 г. № 538, запись в ЕГРЮЛ об изменении учредительных документов ФГБОУ ВО «МГТУ» от 28.06.2017г.).

Теперь все эмоции, связанные с поиском межведомственного консенсуса позади, и наступает время прагматичных подходов и рациональных решений по созданию опорного университета, которые будут реализовываться на практике Министерством образования и науки России, в ведении которого теперь два государственных вуза, один из которых является морской образовательной организацией, признанной таковой Минтрансом России в установленном порядке (Соглашение о признании в области подготовки членов экипажей морских судов между Минтрансом России и МГТУ от 11.06.2013г.), считает ректор МГТУ Сергей Анатольевич Агарков.

«Это новая ситуация, которая, на мой взгляд, кардинально меняет положение дел с точки зрения административной прагматики и достижения конечного общественно значимого результата, где во главу угла будут поставлены жесткие критерии административно-управленческой результативности и бюджетной эффективности, – отметил ректор. – Важно понимать, что опорные вузы в субъектах Федерации должны не только учитывать специфику регионов и стратегические перспективы их социально-экономического развития, но и иметь возможность реализации уникальных научно-образовательных и инфраструктурных стратегий, обеспечивающих конкурентоспособность опорных университетов в национальном и международном образовательном пространстве.

Поэтому, на мой взгляд, критерием успешности пилотного проекта Министерства образования и науки России по созданию опорного вуза в арктическом приморском регионе (Мурманской области) будет его эффективность не только с точки зрения задачи подготовки кадров для экономики Мурманской области, но и в целом укрепления кадрового потенциала арктического макрорегиона в рамках стратегических задач государственной образовательной, арктической и национальной морской политики.

Следует отметить, что приморский характер Мурманской области и Арктической зоны определяет ярко выраженный морехозяйственный профиль их экономики. А базирование здесь Северного военно-морского флота усиливает военно-стратегическое и геополитическое значение области, особенно в условиях повышения конкуренции за ресурсы Арктики.

Реализуемые и планируемые крупномасштабные инвестиционные проекты, направленные на освоение пространств и ресурсов Арктики (освоение морских биологических, минеральных и энергетических ресурсов), формируемые в прогнозный период крупные акватерриториальные хозяйственные комплексы усиливают сдвиг хозяйственной деятельности в шельфовую зону арктических морей, что приведет в прогнозный период к усилению роли морского фактора в экономическом и социальном развитии Мурманской области и АЗРФ.

Справка. В области реализуется ряд инвестиционных проектов, направленных как на создание промышленных и производственных объектов, так и на развитие транспортной, энергетической и социальной инфраструктуры. К числу наиболее крупных региональных инвестпроектов, зафиксированных в Инвестиционной стратегии Мурманской области до 2020 года и на период до 2025 года, относятся 8 (восемь) их которых 5 (пять) направлены на экономическое обеспечение морской деятельности:
  • Создание Центра строительства крупнотоннажных морских сооружений (ЦСКМС) в с. Белокаменка Мурманской области (ООО «НОВАТЭК»);
  • Строительство береговой базы обеспечения (ББО) с площадками по производству элементов добычной инфраструктуры шельфовых проектов и сопутствующей транспортной инфраструктурой (ОАО «НК «Роснефть»);
  • Комплексное развитие Мурманского транспортного узла (Минтранс России);
  • Строительство универсальных атомных ледоколов проекта 22220 (ГК «Росатом»);
  • Создание аквабиотехнологического промышленного комплекса законченного цикла по производству рыбных кормов для лососевых видов рыб (ООО «Русское море – Аквакультура»)
  • Строительство горно-обогатительного комбината на базе месторождения апатит-нефелиновых руд «Олений ручей» (ОАО «Акрон»);
  • Строительство горно-обогатительного комбината на базе платинометалльного месторождения «Федорова Тундра» (ЗАО «Федорово Рисорсес»);
  • Строительство горно-обогатительного комбината по переработке перовскит-титаномагнетитовой руды Африкандовского месторождения (ООО «Сервисная горная компания «Аркминерал»).

Все это предопределяют растущий спрос для удовлетворения текущих и перспективных потребностей в квалифицированных кадрах, большая часть которых будет связана с морской деятельностью.

Вот почему, по моему глубокому убеждению, опорный вуз Мурманской области, которая полностью входит в АЗРФ, должен создаваться и развиваться в модели многофункционального технологического университета морского профиля, что предполагает соответствующее организационное построение научно-образовательной структуры вуза, включая создание военной кафедры и кампусную концепцию, в основу которых должно быть положено инженерно-техническое образование с акцентом на подготовку кадров для работы в сфере морской деятельности, включая подготовку по военно-учетным специальностям в интересах Министерства обороны России.

Справка. Создание военной кафедры в МГТУ принято решением коллегии Министерством обороны России в соответствии с которым утверждена дорожная карта в рамках которой, начиная с 2018 года будет осуществляться подготовка кадров в интересах Минобороны России по военно-учетным специальностям, родственным гражданским морским специальностям.

Такая типология и, соответственно, организационная структура и стратегия развития, по моему мнению, должны стать базовым конкурентным преимуществом опорного университета в национальном и международном образовательном пространстве и его уникальным преимуществом среди других вузов страны, привлекательным для тех представителей современной молодежи, кто связывает свое профессиональное будущее с Севером и Арктикой.

Создание опорного вуза в модели технологического университета (МАГТУ им. И.Д. Папанина) как многофункционального университетского комплекса с морским профилем будет не только способствовать снижению оттока абитуриентов из Мурманской области в столичные регионы (г. Москва, г. Санкт-Петербург), но станет центром притяжения интеллектуальной молодежи в регион, создаст предпосылки для развития регионального рынка экспорта образовательных услуг. Это повлияет на изменение в географии приема абитуриентов, возрастет численность поступающих из других регионов России, а также иностранных студентов и слушателей из ближнего и дальнего зарубежья.

Такая типология опорного университета предполагает изменение алгоритма практической реализации объединения двух вузов, которые теперь находятся в единой ведомственной подчиненности Минобрнауки России. В связи с чем нами будет предлагаться к рассмотрению модель перспективного объединения двух вузов, где на условиях равного партнерства в качестве базового должен выступить инженерно-технический университет МГТУ, а в качестве присоединяемого – МАГУ, который реализует образовательные программы преимущественно педагогического, социального и гуманитарного профиля.

При проведении процедуры объединения двух университетов путем присоединения Мурманского арктического государственного университета к Мурманскому государственному техническому университету, первый будет преобразован в социально-гуманитарный институт, который будет функционировать в качестве структурного подразделения и реализовывать программы по педагогическому социальному и гуманитарному профилю. Непрофильные подразделения МАГУ вольются в структуру объединенного университета (МАГТУ им. И.Д. Папанина).

Такой подход даст ряд существенных финансово-экономических и организационных эффектов с точки зрения экономии средств федерального бюджета, временных затрат и административно-бюрократических процедур, так как имущественный комплекс МГТУ в разы больше (8 локаций, приложение 1) имущественного комплекса МАГУ. Это также позволит избежать риска социальных последствий, связанных с нормативно-правовыми барьерами процедуры признания объединенного университета на базе МАГУ морской образовательной организацией. Кроме того, позволит гармонизировать процесс создания военной кафедры, решение по которой принято в отношении МГТУ с учетом реализации программ подготовки специалистов плавательного состава судов, в соответствии с международными и российскими требованиями, в рамках которого утверждена «Дорожная карта».

Справка. Имущественный комплекс МГТУ включает в себя 42 здания и сооружения общей площадью 123 072,26 кв. м и 11 земельных участков общей площадью 17,5632 га, распределенных на 8 локациях.

Процесс объединения вузов в модели создания Мурманского арктического государственного технологического университета им. И.Д. Папанина логично укладывается в концепцию повышения эффективности использования имущественного комплекса, так как предполагает с учетом инфраструктурного потенциала МГТУ (8 локаций, приложение 1) сосредоточение всех существующих на сегодняшний день направлений подготовки (специальностей) двух вузов в единой локации МГТУ.

При этом следует признать, что инфраструктура МГТУ с учетом возраста зданий и сооружений требует серьезной модернизации. МГТУ в 2014 году в рамках концепции поэтапной модернизации материально-технической инфраструктуры образовательных организаций высшего образования успешно защитил в Министерстве образования и науки России программу модернизации имущественного комплекса ФГБОУ ВО «МГТУ». Данная программа предполагает создание современной инфраструктуры в двух вариантах кампусной концепции: «Студенческий квартал» (приложение 2) и «Северное сияние» (с инновационными архитектурными решениями, приложение 3).

Предлагаемая кампусная концепция полностью отвечает самым современным российским и международным требованиям, предъявляемым к формированию передовой образовательной и социальной среды образовательных организаций, что полностью укладывается в формат задач создания опорного университета.

Что касается имущественного комплекса МАГУ, то, на наш взгляд, было бы разумно задействовать эти мощности, в частности, отдельно стоящего здания на Егорова 16, для создания образовательной организации, реализующий образовательные программы медицинского профиля, которая также войдет в состав МАГТУ им. И.Д. Папанина в качестве структурного медицинского подразделения (например, медицинского института), это позволит в полной мере решить задачи обеспечения медицинскими кадрами Мурманской области, дефицит которых приобрел остро социальный характер.

Возможным подходом организации образовательной среды медицинского образовательной организации должны стать создание базовых кафедр в медицинских учреждениях региона с привлечением действующих специалистов здравоохранения в качестве профессорско-преподавательского состава для обеспечения учебного процесса. Также, в качестве преподавателей могут привлекаться профессиональные педагогические кадры медицинского профиля из других регионов, особенно на начальном этапе, что значительно легче, чем привлечение готовых медицинских специалистов для постоянной работы в регионе.

Формирование материально-технической базы медицинского подразделения необходимо осуществлять на условиях ГЧП с привлечением средств федерального, регионального бюджета, а также средств крупных корпораций, организаций и предприятий области, которые в полной мере заинтересованы в реализации такого важного для региона социального проекта, так как прямо и опосредовано являются потребителями медицинских услуг. И существующие проблемы кадрового обеспечения регионального здравоохранения на них как работодателей распространятся в полной мере.

Создание медицинского образовательного учреждения в Мурманской области должно получить статус приоритетного для региона стратегического проекта и консолидировать усилия всех заинтересованных сторон власти, бизнеса и общественно-профессиональных сообществ.

Предлагаемый комплексный подход, в случае его поддержки на федеральном и региональном уровнях, позволит создать крупный конкурентоспособный в национальном и международном образовательном пространстве университетский научно-образовательный комплекс с современной инфраструктурой (университетским кампусом), который вместе с Кольским научным центом сформирует новый облик регионального научно-образовательного кластера международного уровня.

Именно такой прагматичный подход мы будем предлагать Губернатору Мурманской области и нашему новому учредителю в рамках создания опорного университета им. И.Д. Папанина. На мой взгляд, именно такие по-настоящему смелые и амбициозные проекты создают реальные предпосылки для конкурентных преимуществ, без которых обеспечить опережающее социально-экономическое развитие не представляется возможным. Потому что быть лидером в образовании значит быть лидером везде».