Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения: Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

Новая роль университета как пространства инноваций морской хозяйственной деятельности на арктическом региональном направлении

02.12.2017

Экономика знаний – ключевой фактор новой конкурентоспособности арктического макрорегиона

В России на протяжении последних лет предпринимаются государственные усилия по диверсификации экономики страны и переходу на инновационную траекторию развития. Это обосновано происходящими в мире фундаментальными предпосылками, формирующими глобальные технологические, демографические и геополитические тренды и новый экономический уклад – экономику знаний, где ключевую роль играет человеческий капитал, который становится базовым фактором конкурентоспособного развития.

Переход российской экономики к инновационному типу развития на основе эффективного использования интеллектуального и научно-технического потенциала, безусловно, имеет региональную специфику. При этом реализация инновационного сценария для арктических регионов, является критически важной государственной задачей, которая обусловлена особыми национальными интересами и ярко выраженной природно-климатической спецификой Арктической зоны Российской Федерации (АЗРФ), определяющей особенности и необходимость формирования здесь инновационной экономики.

Очевидно, что решить данную задачу без высококвалифицированных кадров, которые являются носителями ключевых компетенций, необходимых для инновационного наукоемкого развития, невозможно.

Поэтому в основу целеполагания стратегии развития системы профессионального образования в арктических регионах должна быть положена соответствующая задачам инновационного развития целевая модель научно-образовательных компетенций, как с точки зрения подготовки высококвалифицированных кадров, так и исследовательских заделов в области передовых технологий, имеющих высокий потенциал трансфера (применения результатов) в современной экономике.

Ключевую роль в этом процессе играет высшее образование, отличительной особенностью которого является непосредственная связь с наукой и способность генерировать новые знания, которые становятся главным фактором глобального и межрегионального преуспевания в конкурентной борьбе и основным источником наукоемкого экономического роста. При этом в рамках государственной образовательной политики стоит задача повышения роли вузов в региональном развитии.

Повышение роли университетов в региональном развитии

В настоящее время реализуется приоритетный проект «Вузы как центры пространства создания инноваций», который предусматривает создание в университетах центров инновационного, технологического и социального развития, что позволит им более гибко реагировать на запросы региона и теснее интегрировать свою деятельность с рынком и индустриальными партнерами.

Цель проекта – включение университетов в решение задач инновационного, социально ориентированного развития субъектов Российской Федерации.

Ключевыми направлениями деятельности университетских центров, помимо основной образовательной функции по подготовке кадров для современной экономики, являются:

  • содействие в создании предпосылок и условий для обновления структуры экономики региона;
  • формирование привлекательной социальной среды;
  • использование и участие в разработке и обеспечении доступа к современным технологиям;
  • содействие в создании и развитии в регионах отраслей экономики знаний.

При этом принципиально важным подходом участия в приоритетном проекте является то, что университетским центром может стать вуз, соответствующий определенным требованиям, подтвержденным конкретными результатами в определенной области исследований и разработок, и интегрированный в задачи развития инновационного рынка высоких технологий и новых продуктов, прежде всего, отраслей экономики региона. Иначе говоря, для того, чтобы стать участником приоритетного проекта, университет должен по факту обладать подтвержденными конкретными результатами, компетенциями в определенной области, как с точки зрения образовательной деятельности, так и исследовательских заделов, имеющих высокий потенциал трансфера (применения результатов) в современной экономике – знания должны трансформироваться центром в экономические ценности и ресурсы.

Следовательно, речь идет о создании на базе вузов университетских центров с явно выраженным научно-образовательным приоритетом, которые обеспечивают формирование исследовательских заделов в области передовых технологий, обеспечивают достаточный объем взаимодействия с рынком, в первую очередь, через профессиональный технологический трансфер с предприятиями реального сектора экономики – индустриальными партнерами.

Таким образом, речь идет о формировании на базе вуза центра компетенций – центра превосходства в определенной области, обусловленной профилем вуза и подтвержденными научно-исследовательскими результатами – своего рода бренда специализации университета.

МГТУ как университетский центр инновационно-технологического развития в области морской хозяйственной деятельности на арктическом региональном направлении

Достижение стратегических целей развития Российской Федерации зависит от уровня развития и эффективности использования научно-технологического потенциала страны и регионов. Поэтому позиционирование МГТУ как университетского центра пространства создания инноваций в морехозяйственной сфере соответствует государственным задачам развития арктического макрорегиона, экономика которого имеет ярко выраженную морскую специфику. Так как экономическое развитие и жизнедеятельность в Арктической зоне теснейшим образом связаны с Мировым океаном, освоением морских биологических и энергетических ресурсов, морским транспортом, надежным функционированием Северного морского пути.

Стратегия развития МГТУ направлена на создание на базе вуза университетского центра инновационного и технологического развития в области подготовки высококвалифицированных специалистов и научных исследований для морской хозяйственной деятельности на Арктическом региональном направлении.

Подготовка инженерных кадров и научные исследования для отраслей арктической экономики, связанных с морской деятельностью, являются приоритетом вуза, так как именно инженерный корпус является ядром кадрового потенциала инновационного развития Мурманской области и АЗРФ.

На современном этапе свою миссию мы видим в повышении роли МГТУ в инновационном научно-технологическом развитии морехозяйственного комплекса Мурманской области и арктического макрорегиона, увеличении вклада университетского образования и науки в развитие кадрового потенциала морской деятельности на основе эффективного взаимодействия в «треугольнике знаний»: «образование – наука – инновации/бизнес».

В своем развитии МГТУ базируется на системной оценке возможностей перспективного научно-технологического развития с учетом достигнутого уровня, имеющихся ресурсов, подтвержденных конкретными результатами научных заделов и человеческого капитала (потенциала) с целью результативного содействия в решении задач перехода на инновационный путь развития экономики морехозяйственного комплекса арктического макрорегиона.

Развитие МГТУ в модели университетского центра предполагает:

  • формирование инновационно-технологической и бизнес-инфраструктуры (отраслевых центров инжиниринга);
  • реализацию проектов по перспективным научно-техническим направлениям Национальной технологической инициативы (MARINET);
  • реализацию проектно-ориентированных программ магистратуры и магистратуры по технологическому предпринимательству с вовлечением предприятий реального сектора экономики (рыбохозяйственного, нефтегазового комплекса);
  • развитие арктических прикладных компетенций подготовки инженерных кадров на основе экосистемного подхода, формирование компетенций технико-технологического предпринимательства, создание программ поддержки инновационного предпринимательства (стартап-акселераторов) с участием институтов развития и компаний, заинтересованных в разработке новых технико-технологических решений по направлениям научных заделов университета (проект создания на базе МГТУ лаборатории ихтиопатологии «МГТУ – “Русское море”»).

Создание на базе МГТУ университетского центра пространства инноваций и технологий в сфере морской хозяйственной деятельности на Арктическом региональном направлении позволит:

  • исключить (снизить) риски возможных социальных последствий, связанных с законодательными аспектами организации морского образования;
  • обеспечить в полной мере системное исполнение поручения Президента России в части гарантий подготовки кадров для рыбохозяйственного комплекса (№ Пр-1101 от 8 июня 2016 г.), распоряжения Правительства Российской Федерации (№1892-р от 31 августа 2017 г.) по открытию военной кафедры в МГТУ для подготовки кадров в интересах Министерства обороны Российской Федерации по военно-учетным специальностям, родственным гражданским морским специальностям;
  • обеспечить университету и региональной системе высшего образования эффективное конкурентоспособное развитие в национальном образовательном пространстве;
  • увеличить экспорт образовательных услуг региону (Мурманской области);
  • повысить вклад высшего образования и университетской науки в модернизацию и развитие экономики региона, решение задач инновационного, социально ориентированного развития Мурманской области и АЗРФ.

Таким образом, на современном этапе развития целевая задача МГТУ – войти в приоритетный проект «Вузы как центры пространства создания инноваций» для создания университетского центра инновационно-технологического развития в сфере морской хозяйственной деятельности на Арктическом региональном направлении.

ДОКЛАД «Новая роль университета как пространства инноваций морской хозяйственной деятельности на арктическом региональном направлении: от кадров к талантам» (486 КБ)