Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения: Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

Доклад «Создание единого университетского центра в г. Мурманске в модели регионального опорного вуза»

15.06.2017

Дата проведения: 14-15 июня 2017 г.

Место: ФГБОУ ВО «Мурманский арктический государственный университет»

Агарков С.А., д-р экон. наук, ректор ФГБОУ ВО «Мурманский государственный технический университет», agarkovsa@mstu.edu.ru, 8(8152) 25-40-72

ДОКЛАД
Создание единого университетского центра в г. Мурманске в модели регионального опорного вуза.

(Проектно-аналитическая сессия по вопросу о разработке концепции развития объединенного университета, создаваемого путем присоединения ФГБОУ ВО «Мурманский государственный технический университет» к ФГБОУ ВО «Мурманский арктический государственный университет«).

Уважаемые товарищи, коллеги, приглашенные!

«Умение задавать правильные вопросы избавляет от необходимости знать все ответы».

Сегодня мы собрались для обсуждения очень важных, социально значимых для всех жителей Мурманской области вопросов, касающихся не только того, каким будет региональный опорный вуз в предлагаемой модели присоединения к ФГБОУ ВО «МАГУ» ФГБОУ ВО «МГТУ» – ведущего инженерно технического университета региона, который является единственным вузом в Арктической зоне Российской Федерации, признанным в установленном порядке морской образовательной организацией, готовящей членов экипажей плавательного состава рыбопромысловых судов в соответствии с международными и российскими требованиями. Но и сформулировать проблемные вопросы такого присоединения, попытаться мотивированно на них ответить, выработать согласованные решения, чтобы упредить те негативные последствия, которые могут наступить при отсутствии необходимых экспертно-аналитических и мониторинговых исследований.

Отсутствие указанных исследований по такому сложному вопросу, на наш взгляд, создает колоссальные риски, как с точки зрения комплексности кадрового обеспечения рыбопромыслового флота и береговых предприятий и организаций Северного рыбохозяйственного бассейна, так и социальных последствий для региона, связанных с возможным оттоком молодежи за пределы Мурманской области для получения морского (рыбохозяйственного) образования.

Справка. Предлагаемое обсуждение продиктовано решениями, принятыми на государственном уровне (распоряжение Правительства РФ от 08 апреля 2017 г. № 647-р) о передаче в ведение Минобрнауки РФ ФГБОУ ВО «Мурманский государственный технический университет» с целью его дальнейшей реорганизации в форме присоединения к ФГБОУ ВО «Мурманский государственный арктический университет» в рамках исполнения поручения Президента России Владимира Владимировича Путина от 8 июня 2016 г. № Пр-1101.

Уверен, сегодня будет много сказано о том, каким будет региональный опорный университет в долгосрочной перспективе, и как он будет эволюционировать. Для этого достаточно ознакомиться с разработанным МАГУ «Проектом программы».

Выдержка из проекта программы (стр.41) Раздел 8 «Эволюция университета»
«К 2020 году объединенный вуз эволюционирует до уровня университета, привлекательного для российских и зарубежных абитуриентов и высококвалифицированных преподавателей, научных сотрудников и менеджеров управления. Университет станет центром притяжения для получения образования, прохождения стажировок и выстраивания карьеры как в арктическом регионе – в Мурманской области, так и в Арктической зоне РФ в целом».

Поэтому в своем выступлении я не буду касаться данной темы, так как уверен, что по этому поводу будет сказано много оптимистичного со стороны более компетентных в этой сфере специалистов. Я же хочу сосредоточить ваше внимание исключительно на том, что непосредственно затрагивает подготовку кадров для рыбохозяйственного комплекса Северного бассейна, гарантии которой должны быть в полной мере обеспечены в рамках исполнения поручения Президента России (от 8 июня 2016 г. № Пр-1101).

Следует признать, что именно эти аспекты, являясь наиболее социально значимыми, остаются особенно острыми и непроработанными с точки зрения нормативно-правового регулирования объединения вузов, которые находятся в разной ведомственной подчиненности, таким образом затрагивая законодательно закрепленные функции и полномочия Росрыболовства в части организации профессиональной подготовки специалистов для рыбного хозяйства. Остается открытым вопрос обеспечения этих гарантий с точки зрения комплексности кадровой подготовки в интересах устойчивого долгосрочного развития экономики рыбной отрасли.

Важно также отметить, что вопрос гарантий подготовки плавательного состава рыбопромысловых судов в соответствии с международными и российскими требованиями, которая является основой всего рыбохозяйственного образования и самой важной составляющей для рыбопромысловиков Северного бассейна (2-ое место по объемам вылова после Дальневосточного бассейна), до настоящего времени не решен, так как нет официального подтверждения уполномоченного государственного органа (Минтранса России) о наличии правовых оснований для признания объединенного вуза МАГУ морской образовательной организацией.

Учитывая публичный характер нашего мероприятия, хочу сказать, что наша принципиальная позиция основывается на проблемно-ориентированном подходе, системном толковании норм действующего законодательства и основополагающих принципах, которые изложены в документах стратегического значения, определяющих государственную политику в соответствующих сферах деятельности.

Как известно, одним из важнейших направлений реализации национальной политики в области морской деятельности Российской Федерации, изложенных в Морской доктрине Российской Федерации (утв. Президентом России в новой редакции 26.07.2015 г.), является кадровое обеспечение морской деятельности и подготовка кадров для рыбного хозяйства – составная и неотъемлемая его часть. Согласно Морской доктрине, обязательными являются развитие профильных (специализированных) морских образовательных организаций, развитие структуры образования и морской науки со специализацией по видам морской деятельности, совершенствование системы морского воспитания в профильных образовательных организациях.

Формирование кадрового потенциала рыбопромыслового флота и береговых предприятий и организаций рыбохозяйственного комплекса страны утверждено за системой образовательных организаций Росрыболовства.

При этом государственная функция по организации подготовки специалистов для рыбного хозяйства закреплена в Положении о Федеральном агентстве по рыболовству (утв. пост. Правительства РФ от 11.06.2008 № 444) и носит целостный неразрывный характер, так как сопряжена с другими важнейшими ведомственными функциями Росрыболовства, связанными с системной организацией функционирования рыбной отрасли как единого хозяйственного комплекса страны. Он, в свою очередь, играет исключительно важную роль в обеспечении продовольственной безопасности Российской Федерации и призван обеспечить лидирующие позиции России среди мировых рыболовных держав.

Справка. Целью Стратегии является формирование условий для устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации, достижения к 2020 году лидирующих позиций Российской Федерации среди мировых рыболовных держав путем перехода рыбохозяйственного комплекса от экспортно-сырьевого типа к инновационному типу развития на основе сохранения, воспроизводства, рационального использования водных биоресурсов и обеспечения глобальной конкурентоспособности вырабатываемых отечественным рыбохозяйственным комплексом товаров и услуг (приказ Росрыболовства № 246 от 30.03.2009 «Об утверждении Стратегии развития рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации до 2020 года»)

Также за Росрыболовством закреплены функции в части обеспечения вещевым имуществом и питанием курсантов, обучающихся по морским конвенционным специальностям, а также установлению формы одежды (приказ Росрыболовства от 30 марта 2011 г. N 303), которая имеет свои знаки различия.

За Министерством образования и науки России ни одна из вышеперечисленных функций на сегодняшний день законодательно не закреплена. На деле это создает множество правовых коллизий и организационных тупиков. Приведу ряд примеров. Так, при изменении ведомственной подчиненности и передаче МГТУ в ведение Минобрнауки РФ, с момента государственной регистрации соответствующих изменений в Устав МГТУ, все вышеперечисленные функции, закрепленные за Росрыболовством в отношении обучающихся по морским специальностям в подведомственных Рорсыболовству образовательных организаций, перестанут распространяться на курсантов МГТУ.

Это значит, что правовые основания обеспечения перечисленных гарантий обучения (питание, вещевое довольствие (форма) за счет средств федерального бюджета, выделяемых Росрыболовству на данные цели) прекращают свое действие, а новые правовые основания для сохранения существующих условий обучения курсантов требуют издания соответствующих правительственных нормативно-правовых актов и длительных процедур вступления их в законную силу. Проще говоря, курсанты МГТУ не будут иметь права носить форму установленного приказом Росрыболовства образца, получать трехразовое питание и проходить плавательную практику. Эти мероприятия сегодня осуществляются за счет бюджетных средств.

По нашему мнению, это является явным ухудшением условий обучения курсантов МГТУ, что не только противоречит базовым принципам государственной образовательной политики, закрепленным в статье 31 федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», не допускающим дискриминации в сфере образования, но и имеет критически важное социальное значение, так как многие курсанты относятся к социально незащищенным категориям населения, в связи с чем получают социальную стипендию.

Комментарий. Дискриминация в рассматриваемой ситуации будет заключаться в том, что курсанты ФГБОУ ВО «МГТУ» обучающиеся по аналогичным программам, как и в других вузах Российской Федерации, а именно в вузах Росрыболовства, не сохранят установленные действующим законодательством условия обучения по программам подготовки членов экипажей судов рыбопромыслового флота.

Справка. Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948г. в статье 26 провозглашает принцип недопустимости дискриминации в области образования.
Конвенция ООН «О борьбе с дискриминацией в области образования (принята 14.12.1960г.) в статье 1 дала определение «дискриминация" – это «всякое различие, исключение, ограничение или предпочтение…, которое имеет целью или следствием уничтожение или нарушение равенства отношений в области образования, … в которое ставится какое-либо лицо или группа лиц.

Несмотря на то, что мы систематически поднимали данный вопрос на всех заседаниях рабочих групп по обеспечению гарантий осуществления подготовки кадров для рыбопромышленного комплекса, он не нашел своего отражения ни в одном протоколе совещаний рабочих групп.

Вышеперечисленные правовые коллизии уже сейчас создают вполне конкретные и ощутимые проблемы. В частности, возникает необходимость заключения договора на организацию плавательной практики курсантов МГТУ на УПС «Седов» не за счет бюджетных средств, а за счет средств от приносящей доход деятельности, что является в сложившейся для МГТУ ситуации весьма проблематичным ввиду отсутствия источников, в том числе по причине начала отпускного периода и приоритетности выплат заработной платы.

Справка. 23 мая 2017 года полностью завершена процедура передачи барка «Седов» в ФГБОУ ВО «КГТУ» (порт приписки г. Калининград), на котором на сегодняшний день находятся 137 курсантов МГТУ, в том числе 49 курсантов ММРК им. И.И. Месяцева и 45 курсантов АМРТ г. Архангельск.

Другая правовая коллизия, связанная с запретами, установленными Указом Президента России, который, как известно, имеет статус нормативного акта прямого действия, обязательного к исполнению на всей территории Российской Федерации, возникает в случае наделения Минобрнауки России соответствующими полномочиями в части подготовки кадров для рыбного хозяйства, в том числе подготовки плавательного состава экипажей рыбопромысловых судов в соответствии с международными и российскими требованиями.

В этом случае речь будет идти о прямом дублировании функций Росрыболовства, что напрямую противоречит действующему Указу Президента (от 23 июля 2003 года № 824), во исполнение которого создана Правительственная комиссия (пост. Правительства РФ от 31 июля 2003 г. № 451), призванная рассматривать вопросы избыточности государственного регулирования, в том числе исключения дублирующих функций и полномочий федеральных органов исполнительной власти (п.3 Положения о правительственной комиссии по проведению административной реформы).

Создается парадоксальная ситуация, при которой нарушаются не только логика здравого смысла (это субъективная категория), но и конституционные принципы единства правового пространства, когда в рамках установленных государственных функций, закрепленных за Федеральным агентством по рыболовству, ответственность за организацию подготовки кадров для рыбохозяйственной отрасли во всех регионах будет нести Росрыболовство, а в Мурманской области – Министерство образования и науки РФ.

При этом региональный опорный вуз, в концепции создания которого предполагается реорганизовать МГТУ путем присоединения к МАГУ, будет создан для обеспечения кадрами исключительно экономики Мурманской области, что нарушает целостность и не обеспечивает гарантии подготовки для всей отрасли макрорегиона Северного рыбохозяйственного бассейна (поручение Президента России от 8 июня 2016 г. № Пр-1101).

Все вышеперечисленное позволяет сделать, на наш взгляд, мотивированный вывод о том, что предлагаемая концепция объединения двух ведущих университетов региона (МГТУ и МАГУ) требует дополнительной проработки как с точки зрения нормативно-правового обеспечения возможности такого объединения, так и учета социальных последствий, которые до конца не просчитаны ввиду отсутствия должного экспертно-аналитического анализа и заключения.

По совокупности перечисленных факторов единственно правильным решением, которое, по нашему мнению, позволит комплексно подойти к реализации проекта создания регионального опорного вуза (распоряжение Правительства РФ от 8 апреля 2017 г. №647-р) и обеспечения гарантий подготовки кадров для рыбохозяйственного комплекса (поручение Президента РФ от 8 июня 2016 года № Пр-1101), не нарушая требований Указа Президента (от 23 июля 2003 года № 824) и не затрагивая законодательно установленные функции и полномочия в установленной сфере деятельности федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ) является выделение из состава МГТУ морских подразделений (Морского института, ММРК им. И.И. Месяцева, АМРТ в г. Архангельске) и создание на их основе специализированной морской рыбохозяйственной образовательной организации ФГБОУ ВО «Мурманская государственная академия рыбопромыслового флота» (сокращенно МГАРФ), подведомственной Федеральному агентству по рыболовству. Все остальные учебные подразделения МГТУ должны быть переданы в МАГУ в рамках создания регионального опорного вуза. Данный подход поддерживает все профессиональное сообщество Северного рыбохозяйственного бассейна.

При этом необходимо создать коллегиальный орган (наблюдательный совет) с участием представителей (специалистов) всех заинтересованных сторон (федеральных и региональных органов государственной власти, профессионально-отраслевых сообществ, образовательных организаций), призванный осуществлять функции координации образовательной деятельности, включая прохождение плавательной и иной практики и трудоустройство выпускников.

Данный подход, на наш взгляд, не противоречит концепции создания единого университетского комплекса в г. Мурманске, который будет функционировать в форме объединения образовательных организаций кластерного типа с сохранением самостоятельности вузов и повышением профильности и качества предоставляемых ими услуг.

По нашему мнению, это полностью соответствует государственной политике как в сфере образования, так и в области морской деятельности, отвечает интересам устойчивого развития российского рыбохозяйственного комплекса, который играет значительную роль в обеспечении продовольственной безопасности страны.

Спасибо за внимание!

___________
Примечание: ФЗ РФ 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Статья 3. Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования. 1. Государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на следующих принципах: 2) обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования