Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения: Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

Морское инженерное образование в концепции устойчивого развития Арктической зоны РФ

02.12.2016

С 14 по 18 ноября 2016 года в Мурманске прошла V Международная деловая неделя. Ректор Мурманского государственного технического университета Сергей Анатольевич Агарков принял участие сразу в нескольких мероприятиях программы Международной деловой недели. В частности, на пленарном заседании международной конференции «Полярные маршруты Арктики», прошедшей 15 ноября 2016 года, Сергей Анатольевич выступил с докладом на тему «Морское инженерное образование в концепции устойчивого развития Арктической зоны Российской Федерации»

Доклад ректора МГТУ Сергея Анатольевича Агаркова "Морское инженерное образование в концепции устойчивого развития Арктической зоны Российской Федерации".

В последние годы в условиях возрастающей роли Арктической зоны Российской Федерации (далее – АЗРФ) и негативных факторов демографических и миграционных процессов, наблюдаемых в большинстве арктических субъектов РФ, проблема кадрового обеспечения устойчивого развития экономики АЗРФ приобретает все большую актуальность. Одним из важнейших направлений совершенствования кадровой политики АЗРФ должна стать четкая ориентация системы подготовки кадров на удовлетворение актуального запроса со стороны экономики.

Задачи новой индустриализации арктической экономики требуют качественного повышения человеческого, интеллектуального, трудового потенциалов, что выдвигает на передний план сферу профессионального образования в вопросах кадрового обеспечения устойчивого общественного (социального и экономического) развития арктических территорий.

Очевидно, что инновационное развитие Арктики и создание современных высокотехнологичных производств возможно только благодаря привлечению высококвалифицированных специалистов инженерного профиля. Не случайно в стратегии АЗРФ, в перечне основных вызовов устойчивому социально-экономическому развитию, отмечается дефицит именно инженерных кадров, спрос на которые с каждым годом растет.

При этом следует отметить важную особенность системы инженерной подготовки, которая ориентирована на плотную интеграцию образовательного процесса с реальным производством, где промышленные предприятия выступают в качестве активных партнеров университетов в практико-ориентированной подготовке.

Как отмечает Президент России Владимир Путин, для того чтобы квалификация инженеров должным образом отвечала потребностям предприятий, инженерное образование должно быть максимально приближено к промышленному производству.

Поэтому крайне важным и эффективным инструментом кадрового обеспечения для арктических регионов является подготовка собственных инженерных кадров на базе региональных вузов, которые, во-первых, ориентированы на взаимодействие, главным образом, с уже адаптированным местным населением Заполярья (Крайнего Севера); во-вторых, находятся в непосредственной близости от производства и обладают необходимым опытом, профессорско-преподавательским составом и образовательными компетенциями, в том числе в научных областях, связанных с рациональным природопользованием и социально-экономическим освоением Арктики.

С системных позиций стратегического планирования производительных сил и трудовых ресурсов и задачи совершенствования кадровой политики АЗРФ, важно понимать не только, какие отрасли станут в ближайшем будущем локомотивами развития конкретных территорий и регионов АЗРФ, но и сами потребности в инженерных и технических кадрах (включая требования к их профессиональным компетенциям) на среднесрочную и долгосрочную перспективу в разрезе отраслей, регионов и крупнейших работодателей.

Поэтому для того чтобы быть эффективным инструментом социально-экономического развития, система профессионального образования должна быть ориентирована не только на удовлетворение текущих, но перспективных потребностей в трудовых ресурсах, в том числе потребности "на замену", потребности "на рост", потребности "на инвестпроекты".

Жизнедеятельность в Арктической зоне и ее перспективное экономическое развитие тесно связаны с морем и морехозяйственной деятельностью. Приморский характер Арктической зоны, огромный природно-ресурсный потенциал континентального шельфа и северных морей, возрастающее значение Северного морского пути во многом определяют морскую специфику стратегических приоритетов долгосрочного развития регионов АЗРФ.

Так, например, Мурманская область в государственных документах стратегического значения позиционируется как опорная, которая должна стать региональным морехозяйственным сервисным центром комплексного социально-экономического развития Арктики. Об этом было сказано на заседании президиума Государственной комиссии по вопросам развития Арктики, которое состоялось в Мурманске 9 марта 2016 года.

Очевидно, что масштабные инвестиционные проекты, реализуемые в российском секторе Арктики, станут не только локомотивами развития отдельных территорий, но будут усиливать морской вектор развития всей экономики АЗРФ. Они уже сегодня генерируют спрос на научные исследования и технологические инновации, формируют запрос на трудовые ресурсы нового поколения.

С этих позиций инженерное образование для экономики АЗРФ имеет ярко выраженную морскую специфику, поэтому его дальнейшее развитие, на наш взгляд, должно быть неразрывно связано с эффективным использованием научно-образовательного (интеллектуального) потенциала морских научно-образовательных центров и учебных заведений. Неслучайно в Морской доктрине России, где определены государственные приоритеты национальной морской политики на ближайшую и долгосрочную перспективу, в том числе на Арктическом региональном направлении, сделан акцент на значимость сохранения и развития структуры образования со специализацией на все виды морской деятельности.

Поэтому развитие и укрепление кадрового потенциала в области морской хозяйственной деятельности на Арктическом региональном направлении имеет исключительно важное государственное значение для устойчивого конкурентоспособного социально-экономического развития АЗРФ.

Именно в этом направлении МГТУ планирует все свое дальнейшее развитие, наращивая научно-образовательные компетенции по всему спектру специальностей для отраслей экономики и науки, связанных с морской деятельностью на арктическом региональном направлении национальной морской политики. При этом, учитывая ведомственную принадлежность МГТУ Федеральному агентству по рыболовству, подготовка высококвалифицированных специалистов для рыбного хозяйства остается главным приоритетом университета. Надо сказать, что этот выбор не случаен. МГТУ имеет богатые традиции советской и российской морской инженерной школы и 65-летний опыт подготовки инженерного и командного плавсостава в соответствии с национальными и международными требованиями, специалистов для работы в морехозяйственной сфере.

На сегодняшний день МГТУ является единственным признанным морским вузом в АЗРФ, который обеспечивает морскую конвенционную подготовку в соответствии с национальными и международными требованиями, изложенными в Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков (Конвенция ПДНВ), ратифицированной Российской Федерацией. МГТУ является судовладельцем крупнейшего в мире учебно-парусного судна "Седов", на котором проходят морскую практику курсанты.

В настоящее время в МГТУ проходят обучение более 6500 студентов по 76 основным образовательным программам высшего образования и 27 программам среднего профессионального образования.

Доля студентов, обучающихся в МГТУ по инженерно-техническим специальностям, составляет 95 процентов, при этом доля обучающихся по рыбохозяйственному профилю составляет 73 процента от общего числа студентов инженерно-технического профиля, в том числе 38 процентов по морским (конвенционным) специальностям.

Ежегодно из стен университета выпускается более 750 человек высококвалифицированных специалистов рыбохозяйственного профиля для обеспечения рыбопромыслового флота, береговых предприятий и организаций отрасли. При этом 70 процентов наших выпускников (по данным Пенсионного фонда России за 2015 год) остается в Мурманской области. Средний размер их заработной платы первого года работы составил 43 тысячи рублей, что в 1,4 раза больше по отношению к аналогичным выплатам в Российской Федерации. Выпускники морских (конвенционных) профессий востребованы и работают во всех флотах Северного бассейна.

Арктические регионы, как известно, характеризуются интенсивной миграционной активностью, cальдо миграции которых на протяжении многих лет имеет отрицательные значения. Здесь Мурманская область не является исключением.

Отток населения характерен и для образовательной миграции абитуриентов. Из северных регионов, входящих в состав АЗРФ, выбытие поступающих на обучение в другие субъекты РФ значительно превышает их приток в северные регионы.

Так, например, в Мурманской области на общем фоне уменьшения численности населения (больше 1 процента в год), снижение численности выпускников 11-х классов за аналогичный период составляет более 6 процентов в год. В 2015 году численность выпускников составила около 3500 человек или 62,5 процента к уровню 2009 года (5586 человек). Из них менее 50 процентов поступают в вузы региона (в 2015 году – 1572 человека), остальные уезжают за его пределы.

Поэтому решить проблемы обеспечения инженерными кадрами экономику регионов АЗРФ в полной мере, в том числе морскими инженерными кадрами извне, просто невозможно. И это, с одной стороны, является огромной проблемой для Арктических субъектов Федерации, с другой, конкурентным преимуществом государственных вузов арктических регионов. Так как речь идет об арктической специализации в подготовке кадров, формирующей спрос на экспорт образовательных услуг, что повышает в целом социально-экономическую и инвестиционную привлекательность региона.

В соглашениях о стратегическом партнерстве с ключевыми работодателями (НО "Союз рыбопромышленников Севера", группой компаний "Мурманский траловый флот", "ФЭСТ" и др.) предусмотрены взаимные обязательства сторон (по обучению, прохождению практики, трудоустройству, укреплению материально-технической базы университета) с учетом актуальных текущих и перспективных потребностей в кадрах.

В МГТУ ведется системная работа по адаптации университетских программ к потребностям арктических крупных проектов, внедряются новые образовательные программы, открываются новые перспективные специальности и направления подготовки инженерно-технических кадров, соответствующие приоритетным направлениям модернизации и технологического развития отраслей экономики региона и АЗРФ.

Так, в течение 20 лет МГТУ осуществляет подготовку кадров для нефтегазовой промышленности, способных работать в условиях Арктики по программам высшего образования ("Нефтегазовое дело", "Физические процессы горного или нефтегазового производства") и программам среднего профессионального образования ("Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений", "Бурение нефтяных и газовых скважин", "Сооружение и эксплуатация газонефтепроводов и газонефтехранилищ").

В общей сложности подготовлено 495 специалистов с высшим и средним профессиональным образованием, в том числе: по направлению "Нефтегазовое дело" – 348 человек; по специальности "Физические процессы горного или нефтегазового производства" – 147 человек.

С 2015 года в МГТУ начата подготовка судоводителей плавучих буровых судов.

В рамках стратегического партнерства с НК "Роснефть" в 2016 году создана лаборатория 3D моделирования работы бурового судна ледового класса и полупогружной буровой установки (тип "Полярная Звезда") в высоких широтах российского сектора Арктики. Это дает возможность моделировать реальные процессы в арктических морях, в том числе в Карском море, ареал которого наиболее активно осваивается на современном этапе и характеризуется залеганием углеводородов на больших глубинах моря (более 150 метров), при бурении разведочных и эксплуатационных скважин в ледовых условиях.

В рамках стратегического партнерства с холдингом АО "Росгеология" разработана программа по подготовке морских геофизиков. В 2016 году в рамках обеспечения холдинга специалистами планируется провести целевой прием студентов на данное направление подготовки.

В МГТУ ведется подготовка кадров для судоремонтных предприятий: ежегодно МГТУ осуществляет выпуск в среднем 35 молодых специалистов для судостроения с высшим образованием и 30 специалистов среднего звена, востребованных судоремонтными предприятиями региона.

Среди приоритетов научных исследований университета в интересах развития Арктики следует отметить следующие:

– безопасность и эффективность судоходства, поиск и спасение людей, предотвращение чрезвычайных ситуаций на море в Арктическом регионе;

– инновационные технологии освоения и воспроизводства водных биологических ресурсов Арктического региона;

– технологии продуктов питания из растительного и животного сырья Арктического региона;

– инновационные технологии добычи материковых и шельфовых полезных ископаемых в Арктическом регионе;

– ресурсо- и энергосберегающие технологии в Арктике;

– экология, защита окружающей среды и техносферная безопасность в Арктическом регионе;

– экономика рационального природопользования Арктического региона и региональная экономика.

МГТУ является участником федеральной программы по перспективным направлениям развития рынка MariNet: цифровой навигации (e-Navigation), безэкипажного судоходства (в рамках инфраструктуры e-Navigation), технологий освоения морских ресурсов океана и инфраструктуры морской добычи.

В рамках международного научно-практического проекта MARPART "Предотвращение чрезвычайных ситуаций на море и международное сотрудничество на Крайнем Севере" МГТУ сотрудничает с Университетом Нурланд (Норвегия), Университетским центром Свальбарда на Шпицбергене (Норвегия), Арктическим университетом Норвегии Университетом Тромсё (Норвегия), Институтом оборонных исследований Норвегии, Университетом Гренландии (Дания), Северным (Арктическим) федеральным университетом.

С точки зрения стратегического позиционирования в образовательном пространстве Арктической зоны РФ дальнейшее развитие МГТУ будет осуществляться в русле государственных приоритетов национальной морской политики как морского вуза, ориентированного на подготовку кадров для работы в сфере морской деятельности, прежде всего, на Арктическом региональном направлении национальной морской политики, где главным приоритетом, с учетом ведомственной принадлежности, остается подготовка кадров для рыбохозяйственного комплекса.

В заключение хочу отметить, что в современных условиях (с учетом всей специфики регионов АЗРФ) наиболее эффективная форма, которая, на мой взгляд, позволяет максимально прогрессивно развиваться системе профессионального образования арктических регионов и АЗРФ в целом, как с позиций сохранения уникальности региональных государственных (отраслевых) вузов, так и задач подготовки востребованных кадров для устойчивого развития экономики арктических регионов является внутрирегиональная и межрегиональная коллаборация, когда повышение качества образования и университетской науки происходит через ресурсы сетевого межвузовского взаимодействия на основе взаимовыгодного сотрудничества, обмена опытом, генерирования новых знаний.

При этом, безусловно, в вопросах формирования и реализации образовательной политики требуется координация усилий и взаимодействие на уровне федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, заинтересованных корпораций (работодателей) и общественных профессиональных объединений.