Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения: Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

В Приморье обсуждают плюсы и минусы перевозки рыбы по Северному морскому пути

10.03.2012

Если через Арктику будет развиваться вывоз продукции с Камчатки Севморпутем, на некоторых приморских портах можно ставить крест

Чем ближе время лососевой путины, тем активнее добытчики, переработчики и портовики Приморского края, откуда традиционно отправляют красную рыбу в центральные регионы страны, обсуждают перспективы развития Северного морского пути (СМП). Эта тема нашла отображение в "Российской газете".

Маршрут, казалось, прочно забытый в последние десятилетия, снова заработал в прошлом году. Первые 17 тысяч тонн рыбы прошли через Северный ледовитый океан от Камчатского полуострова в Санкт-Петербург. Таким образом, расстояние, по которому традиционно переправляют большие объемы лосося – по железной дороге через всю страну, сократилось в несколько раз. Корабли ни на день не выбились из графика.

Существенный минус в том, что доставка через Северный Ледовитый океан – удовольствие дорогое. Тариф на перевозку рыбы составляет более тысячи рублей за тонну, в то время как стоимость доставки такого же весового количества нефти оценивается менее, чем в 500 рублей, а леса – в 120. Связано это, исключительно, с тем, что, по специальной тарифной классификации, рыба, не "плававшая" ранее по арктическими морям, входит в категорию "прочее" и, следовательно, более затратная в смысле транспортировки. Однако руководство отрасли, воодушевленное прошлогодним успехом, пообещало решить вопрос. В таком случае объемы перевозимой рыбы могут существенно возрасти. Цифры называют самые разные – от 45 до 100 тысяч тонн.

Эксперты опасаются, если будет развиваться вывоз продукции с Камчатки Севморпутем, на некоторых приморских портах можно ставить крест

Первыми потенциальную угрозу, исходящую из Арктики, увидели портовики.

– Эта информация очень беспокоит, – признается директор одного из владивостокских портов Людмила Талабаева. – Если государство будет развивать и дотировать вывоз продукции с Камчатки по СМП, то на приморских портах, специализирующихся на перевалке рыбных грузов, можно смело ставить крест.

В противовес добытчики просят вспомнить о последних путинах, признанных рекордными, когда порты едва справлялись с доставленными к ним объемами рыбы, а на железной дороге то и дело возникала нехватка подвижного состава. Да и сами портовики и перевозчики, по мнению промысловиков, ведут себя отнюдь не образцово. Одни частенько практикуют прогрессирующий тариф на хранение рыбы (каждый последующий месяц стоит дороже предыдущего), другие в период путины в два раза поднимают стоимость перевозок.

О проблемах на железной дороге предлагает вспомнить, и заместитель председателя ассоциации рыбопромышленников Приморского края Александр Васьков, чье мнение отличается от опасений портовиков.

– Некоторые боятся, что в наши порты перестанет "заходить" рыба, – говорит он. – Но я считаю, что это преувеличение. Что такое Северный морской путь? Это только три летних месяца, только лосось и только с восточной Камчатки. Плюс высокий тариф. Ну, отправят десять тысяч тонн в Санкт-Петербург, как это произошло в 2011 году. Что они решают в миллионном грузообороте?

Он считает, что стоит подумать о возможности доставки грузов несколькими видами транспорта, так называемых интермодальных перевозках.

– Необходимо заняться модернизацией инфраструктуры портов, припортовых железнодорожных узлов – ведь все, что у нас там построено, – это середина прошлого века. Тогда наши порты перестанут считать путину основным из источников заработка, а рыбаки смогут выбирать способ доставки, – уверен Васьков.

Алексей Цымбал, начальник управления рыбного хозяйства администрации Приморского края:

– Северный морской путь создаст здоровую конкуренцию на рынке перевозок. Предположим, через СМП в центр России этим летом уйдет 100 тысяч тонн, хотя сделать это будет очень сложно из-за отсутствия необходимого количества кораблей, способных перевезти большие объемы рыбы. Но напомню, что в прошлом году у нас было добыто более 480 тысяч тонн лосося, и путина-2012 вряд ли будет намного менее продуктивной. Значит, порты без работы не останутся.

Ежедневные новости Владивостока