Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения: Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

Ветераны о МГТУ

Создание первого Вуза, призванного готовить высококвалифицированные кадры для флота рыбной промышленности было делом очень непростым.

Во-первых, формирование материально-технической базы училища происходило в сложных условиях. В то время когда вуз был открыт, у нас не было собственного помещения, своей крыши над головой, мы занимали часть помещения Среднего мореходного училища.

Первый учебно-лабораторный корпус училище получило только в 1956 году. Медлить же с открытием вуза было нельзя, промышленность требовала инженерные кадры для флота. При этом, чтобы понять всю глубину проблемы нужно иметь в виду послевоенный Мурманск, когда не полностью еще ликвидировали последствия войны вообще, и в частности острую нехватку жилья.

Во-вторых, нужно было решить главный вопрос, что же должен представлять собой инженер флота рыбной промышленности? Кого готовить?

В решении данной задачи очень большую роль сыграл первый начальник Мурманского Высшего Мореходного Училища - Раевский Николай Павлович. Выбор пал на этого человека не случайно. К тому времени это был крупный работник рыбного хозяйства, который хорошо знал его проблемы и задачи. Он окончил Ленинградский Институт Инженеров Водного Транспорта и получил квалификацию инженер-технолог водного транспорта. До назначения начальником МВМУ он работал первым замом начальника объединения "Мурманрыба", главным инженером этого объединения.

Трудность состояла в том, что не было возможности изучить опыт создания подобных вузов. Его не было ни в СССР, ни в других странах. Все надо было создавать впервые, заново, выступать в роли первопроходцев в деле подготовки морских инженеров для флота рыбной промышленности. Не было ни специальной литературы, учебников, пособий, справочников, лабораторных практикумов - все это предстояло разрабатывать, создавать фактически с нуля.

Особенно сложен был вопрос о формирования кадров профессорско-преподавательского состава: из 19 преподавателей, начавших работу в МВМУ, только 4 имели ученую степень кандидата технических наук. Необходимо было разработать новые программы курсов, новые дисциплины.

Все эти трудности были успешно решены профессорско-преподавательским составом МВМУ. Они были настоящими энтузиастами своего дела. В 1950 году была начата подготовка инженеров-судоводителей и инженеров-судомехаников. В 1953 году состоялось разделение на судоводительский и судомеханический факультеты.

Первым деканом судоводительского факультета был назначен профессор кафедры судовождения Ольховский Владимир Евгеньевич ныне почетный академик академии транспорта Российской Федерации, почетный работник культуры. Он начал научную разработку проблем промыслового судовождения, написанный им учебник "Навигация и промысловая навигация" был допущен управлением руководящих кадров и учебных заведений Министерством рыбного хозяйства СССР в качестве учебника для курсантов и студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям "Судовождение на морских путях" и "Промышленное рыболовство". Учебник был переведен на многие иностранные языки, включая и японский.

Первым деканом судомеханического факультета был назначен Иконников-Цыпулин Евгений Семенович, который вскоре после этого был откомандирован в Министерство рыбного хозяйства СССР, но успевший вписать яркую страницу в историю факультета.

В 1955 году состоялся первый выпуск инженеров-судоводителей и инженеров-судомехаников. Их с большим нетерпением ждали на судах флота рыбной промышленности.


Дата обновления: 25.02.15